Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
панному дизель-электроходу. 27 ноября 1957 года «Лена» пришла в Мурманск, завершив трудную и, по нашему моряцкому мнению, не очень удачную высокоши ротную экспедицию. В последующие годы научные исследования на западном уча стке Северного Ледовитого океана и в Гренландском море велись регулярно, но уже на специальных научно-исследовательских судах. На пути к зимним арктическим плаваниям Н ачиная с 70-х годов XX века, стал резко увеличиваться объём грузоперевозок из Енисейского порта Дудинка в Мурманск, в частности, медно-никелевой руды и продукции цветных металлов Норильского горно-металлургического ком бината. А из Мурманска широким потоком шли встречные грузы: стройматериалы, техника, различные виды снабжения для Норильска, Дудинки и всего Таймырско го округа. В этой связи, в июле 1974 года в состав флота Мурманского морского пароходства из Азово-Черноморского бассейна была передана группа судов-рудо возов типа «Углеуральск» —восемь единиц. Суда пришли из Азовского пароход ства и были в крайне запущенном состоянии. На теплоходе «Устилуг», который автор этих строк принимал в должности ка питана, наблюдалась водотечность корпуса, были неисправны водонепроницаемые переборки, а в балластных танках гуляла вода по всему междудонному простран ству. Были проблемы с работой водоотливных средств и целый ряд других круп ных неисправностей. В таком же состоянии находились и другие суда —им была прямая дорога в большой ремонт. Но приемная комиссия в непонятно срочном по рядке принимала одно судно за другим. Они тут же включались в работу на линии Мурманск—Дудинка. Девять судов этой серии, построенные на судоверфи в Гер манской Демократической Республике в 1958—1960 годах, по тем временам были сравнительно вместительны, с сильными машинами и прочными корпусами уси ленного ледового класса. Правда, была у них довольно неприятная особенность — из-за повышенной начальной остойчивости они резко и стремительно качались даже на сравнительно небольшом волнении моря. Непонятным было еще одно обстоятельство. Почему суда с усиленным ледо вым классом, предназначенные в принципе для работы в ледовых северных морях, с постройки поступали в Азовское пароходство и плавали на черноморско-среди- земноморских линиях? Одно из этих судов «Умань» затонуло во время жестокого шторма в Атлантике из-за смещения груза железной руды в трюмах. Тогда погибла часть экипажа, остальные были спасены подошедшими судами. А в Мурманском пароходстве рудовозы появились в 1974 году, уже в возрасте от 15 лет и более. По своему техническому состоянию эти суда уже не годились для работы в северных ледовитых морях, а тем более в период продлённых арктических навигаций. Об этом, между прочим, будущих судовладельцев предупреждали представители мурман ской инспекции Регистра, однако всё пошло по принципу постылой «производствен ной необходимости». Ну, что случилось, то случилось. Мы начали работать на этих судах в Арктике, на перевозке медно-никелевой руды и готовой продукции Нориль ского горно-металлургического комбината из Дудинки в Мурманск. Стратегиче ская задача —продление арктической навигации на Енисее формально была испол нена, а остальное —уже проблемы моряков, работавших на этих, мягко говоря, не очень надёжных судах. С «легкой руки» местных острословов за этими многостра- 282
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz