Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ная мгла полярной ночи, хлёсткие порывы штормового ветра перемежаются плот ными снежными зарядами, мороз уже значительно ниже 20 градусов. Капитан из редка, больше по привычке, напоминает: «Штурман, прикиньте место». Я спуска юсь в штурманскую рубку и долго не могу нанести точку местоположения судна на карту —руки на морозе закоченели, пальцы не держат карандаш и циркуль. На исходе третьих суток стали появляться значительные разводья. Капитан будто себе негромко командует: «Пора, пошли на разворот, полный ход вперед, руль право на борт». Судно медленно, словно с опаской, пошло на новый курс. А еще через сутки с юга появилась чуть заметная зыбь, значит где-то впереди в гудящей штормовой круговерти есть открытая вода. Ветров долго вслушивается, затем уста ло говорит: «Держите, штурман, ближе к зыби, там должна быть кромка» —и тяже ло сошел с мостика вниз. Заканчивались четвертые сутки непрерывной, изнури тельной борьбы с арктическими паковыми льдами. Впереди была кромка, точнее, пока редкий разреженный лед, как говорят моряки-профессионалы. К этому времени мы уже заметно спустились па юг и локаторы «зацепились» за высокие скалы западного побережья Шпицбергена. Определения места судна стали более надежны. Кстати, невязки, то есть расхождения между счислимым и действительным местом судна, оказались минимальными, несмотря на все трудно сти определений местоположения судна в высоких полярных широтах. По этому поводу судоводители принимали заслуженные комплименты от научных сотруд ников экспедиции, жёстких ценителей штурманской работы, точность которой очень важна в процессе научных наблюдений. И мы, естественно, ходили именинниками в эти «звёздные» моменты. С выходом на большие участки чистой воды уже непосредственно между Грен ландией и Шпицбергеном удалось выполнить еще несколько океанографических стан ций. Для этого останавливаем судно (ложимся в дрейф), специалисты опускают за борт приборы на разные глубины и ведут комплексные замеры температур, плотнос ти, солености и других элементов морской воды для последующей обработки их в судовых лабораториях. Измеряют глубину моря в данной точке. Вот для этого и нуж ны максимально точные определения места судна, которые выполняют штурмана. Это о них когда-то царь Петр одобрительно промолвил: «А штурманов, хотя они и простого звания, в кают-компанию допущать, потому как в хитростно-сложных на- вигацких науках весьма искусны». Давно сказано, а приятно —Государь заметил! На все операции по проведению полной станции уходит довольно много време ни —несколько часов, иногда вахта. Нас особенно трогало старательное отношение к этой окаянно трудной, кропотливой работе на открытых палубах в зимних усло виях женщин —научных сотрудников экспедиции. Вот перед кем следует, как гово рили в былые времена, снять шляпу! Это подлинные подвижники, патриоты своего дела, истинные служители науки. 25 ноября экспедиция завершила океанографические работы, и «Лена» напра вилась на юг Гренландского моря и далее к родным берегам. А ночью на судно обру шился очередной зимний шторм. Качка превышала 40 градусов на борт. Огромная волна ударила в лобовую переборку на уровне третьей палубы, вышибла иллюми натор в музыкальном салоне и вдребезги разнесла пианино, столик и кресла. Да, такого у нас на «Лене» не случалось даже в «ревущих» сороковых широтах южного полушария при антарктических плаваниях. Это, наверное, был последний жесто кий удар морской стихии в этом году по нашему заслуженному и изрядно потре 281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz