Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

океанографическую станцию и измерили глубину океана, замеры показали 4290 метров. После ноябрских праздников капитан и начальник экспедиции приняли реше­ ние проинформировать начальство в Мурманске, Ленинграде и Москве о ситуа­ ции, сложившейся в данное время, и о возможной зимовке судна. Кроме того, они обратились туда же с просьбой проработать вариант вывоза части людей с судна самолетами на материк через аэродром на Земле Франца-Иосифа. На судне нача­ лась подготовка к организации зимовки, но оказалось, много больших и малых про­ блем —утепление судовых помещений, уплотнение обитателей по помещениям, зимовочные запасы одежды, провизии, топлива, организация научных наблюдений, обеспечение безопасности судна. Надежды на помощь ледоколов у нас, разумеется, не было. В тот год почти все ледоколы остались на зимовку в различных районах моря Лаптевых. А наши невольные страдальцы —научные сотрудники —пока опять оставались не у дел. Снова проводились лишь побочные наблюдения за температурой наруж­ ного воздуха, да за поверхностным состоянием льдов. Кстати, выяснилось, что здесь, где мы сейчас находимся, 20 лет назад, тоже осенью 1937 года, прошла на юг дрей­ фующая станция «Северный полюс- 1» И. Д. Папанина. Семнадцать суток продолжался ледовый дрейф «Лены». Крайне медленно, при­ чудливыми зигзагами, с задержками и непонятными остановками, но нас всё же «тащило» к югу в Гренландское море к западной кромке льдов. И мы, штурмана, внутренним чутьем понимали, что зимовать тут не будем —обойдется. Однако ок­ ружающая ледовая обстановка и вся эта арктическая стихия —морозы, пурга, по­ лярная ночь, гигантские торошения льдов вокруг судна не внушали особых надежд на скорое освобождение из этого дикого природного хаоса. 20 ноября несколько неожиданно разразился жестокий шторм, пришедший от северо-западного направления. Капитан Ветров профессиональным чутьем уловил чуть заметные перемены в обстановке. Последовали энергичные распоряжения и приказы. А мы, выполняя их, пока не очень понимали суть и цели капитанского порыва. И только, когда в сплошном ледовом монолите побежали первые чуть за­ метные трещины, а все судовые двигатели по приказу капитана двинули полный ход назад, до нас дошло — капитан уловил шанс вырваться из ледового плена! Этот момент первых ледовых подвижек очень важен —следующий может не про­ явиться. Все зависит оттого, где кромка льдов, куда и на сколько они могут «спру­ жинить». Наконец, началось медленное шевеление всей ледовой массы, сначала под кор­ мой от мощной работы винта, потом вдоль бортов. Что было примечательно, имея курс на север —северо-запад, капитан не стал терять времени на длительный и опас­ ный разворот судна в этих запредельных льдах, а двинул его кормой вперед по на­ метившейся трещине. Первым не выдержал старпом: «Александр Иванович, это опасно —руль, винт...». Ветров сделал вид, что не расслышал (йотом, при случае могут припомнить о своевременном предупреждении...). Капитан лучше всех нас знал, как это опасно и чем ему грозит, если винт, руль, корпус... Почти трое суток, милю за милей отвоевывал капитан у ледового безбрежья в темноте полярной ночи. Он лишь на короткое время спускался в каюту наскоро перекусить или переодеться. И ходит капитан по мостику от борта к борту, бросая редкие команды рулевому да передвигая ручки машинного телеграфа с одного хода на другой. А вокруг мут­ 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz