Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
океанографическую станцию и измерили глубину океана, замеры показали 4290 метров. После ноябрских праздников капитан и начальник экспедиции приняли реше ние проинформировать начальство в Мурманске, Ленинграде и Москве о ситуа ции, сложившейся в данное время, и о возможной зимовке судна. Кроме того, они обратились туда же с просьбой проработать вариант вывоза части людей с судна самолетами на материк через аэродром на Земле Франца-Иосифа. На судне нача лась подготовка к организации зимовки, но оказалось, много больших и малых про блем —утепление судовых помещений, уплотнение обитателей по помещениям, зимовочные запасы одежды, провизии, топлива, организация научных наблюдений, обеспечение безопасности судна. Надежды на помощь ледоколов у нас, разумеется, не было. В тот год почти все ледоколы остались на зимовку в различных районах моря Лаптевых. А наши невольные страдальцы —научные сотрудники —пока опять оставались не у дел. Снова проводились лишь побочные наблюдения за температурой наруж ного воздуха, да за поверхностным состоянием льдов. Кстати, выяснилось, что здесь, где мы сейчас находимся, 20 лет назад, тоже осенью 1937 года, прошла на юг дрей фующая станция «Северный полюс- 1» И. Д. Папанина. Семнадцать суток продолжался ледовый дрейф «Лены». Крайне медленно, при чудливыми зигзагами, с задержками и непонятными остановками, но нас всё же «тащило» к югу в Гренландское море к западной кромке льдов. И мы, штурмана, внутренним чутьем понимали, что зимовать тут не будем —обойдется. Однако ок ружающая ледовая обстановка и вся эта арктическая стихия —морозы, пурга, по лярная ночь, гигантские торошения льдов вокруг судна не внушали особых надежд на скорое освобождение из этого дикого природного хаоса. 20 ноября несколько неожиданно разразился жестокий шторм, пришедший от северо-западного направления. Капитан Ветров профессиональным чутьем уловил чуть заметные перемены в обстановке. Последовали энергичные распоряжения и приказы. А мы, выполняя их, пока не очень понимали суть и цели капитанского порыва. И только, когда в сплошном ледовом монолите побежали первые чуть за метные трещины, а все судовые двигатели по приказу капитана двинули полный ход назад, до нас дошло — капитан уловил шанс вырваться из ледового плена! Этот момент первых ледовых подвижек очень важен —следующий может не про явиться. Все зависит оттого, где кромка льдов, куда и на сколько они могут «спру жинить». Наконец, началось медленное шевеление всей ледовой массы, сначала под кор мой от мощной работы винта, потом вдоль бортов. Что было примечательно, имея курс на север —северо-запад, капитан не стал терять времени на длительный и опас ный разворот судна в этих запредельных льдах, а двинул его кормой вперед по на метившейся трещине. Первым не выдержал старпом: «Александр Иванович, это опасно —руль, винт...». Ветров сделал вид, что не расслышал (йотом, при случае могут припомнить о своевременном предупреждении...). Капитан лучше всех нас знал, как это опасно и чем ему грозит, если винт, руль, корпус... Почти трое суток, милю за милей отвоевывал капитан у ледового безбрежья в темноте полярной ночи. Он лишь на короткое время спускался в каюту наскоро перекусить или переодеться. И ходит капитан по мостику от борта к борту, бросая редкие команды рулевому да передвигая ручки машинного телеграфа с одного хода на другой. А вокруг мут 280
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz