Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ствовавший долгое время западный ветер круто перешел на восточный, юго-вос- точный и постепенно ослабел. Пришла реальная арктическая зима, температура наружного воздуха понизилась до минус 20 градусов, приближалась полярная ночь, пропала видимость, началась мощная перегруппировка тяжелых старых льдов, и судно несколько неожиданно вмерзло между огромных ледяных полей. Теперь мы представляли собой более дрейфующую станцию, этакий «Север­ ный полюс....», чем экспедиционное судно в активном плавании. Миновала еще не­ деля, началась очередная сильная подвижка дьдов. Пошли трещины, появились небольшие разводья. Мы запустили в работу три главные машины и начали разво­ рачивать судно на восточные румбы. По чуть заметным колебаниям ледовых масс у судоводителей сложилось мнение, что восточнее судна должна быть большая вода. «Лена» медленно и очень трудно поворачивала на восток. Вскоре появилась воз­ можность провести очередную станцию по гидрологическому разрезу. Определе­ ния места судна показали, что нас медленно дрейфует к северу —не очень логично, но факт. А разрежение льдов активизировалось. И капитан Ветров по согласованию с начальником экспедиции двинул «Лену» на Север. Нам, судоводителям, было по­ нятно их намерение, хотя оно вслух и не прозвучало. Старшие командиры, вероят­ но, решили установить новый рекорд свободного плавания в высоких северных широтах, благо, до этого заманчивого рубежа было всего несколько минут по широ­ те. Кроме того, этот вариант вписывался и в проведение научных наблюдений. Но... ушли недалеко. Через пару суток движение снова замедлилось. Это случилось но­ чью и несколько неожиданно. В кромешной мгле штормовой снежной круговерти судно оказалось в скоплении мощных ледовых сморозей и застряло. Осмотрелись вокруг, хотя... смотреть было практически нечего —за иллюминаторами тьма по­ лярной ночи. Только палубное освещение озаряет несколько метров гигантских ледовых торосов с обоих бортов. «Да, сели, кажется, крепко и надолго», —невесело резюмировал ситуацию второй штурман Александр Мизонов. Зажало действительно прочно. Судно со всех сторон окружали тяжелые аркти­ ческие льды. Канадско-гренландский паковый лед надо увидеть, описать его —дело непосильное. Мороз крепчал, температура наружного воздуха резко падала и не­ мудрено —на дворе было 1 ноября. Становилось всё очевиднее, что судну предсто­ ит зимовка, по крайней мере, до тех пор, пока ледовым дрейфом его не вынесет в Гренландское море. В один из дней, используя сравнительно благоприятную ясную погоду, определили, наконец, место судна. Астрономические определения по звёз­ дам, вполне надежные, перепроверенные, дали координаты судна: широта 83 граду­ са 19 минут северная, долгота 3 градуса 10 минут восточная. Точность определения сомнений не вызывала. Да, не осуществилась мечта капитана Ветрова —установить новый рекорд свободного плавания в приполюсных широтах, не доставало несколь­ ких минут северной широты —не судьба! Этот рекорд два года до того, в навигацию 1955 года, установил легендарный ледорез «Ф. Литке» под командованием капитана В. И. Поташникова. Они вышли на широту 83 градуса 25 минут —это действительно был новый рекорд в свободном плавании. А наши последующие определения от 6 ноября показали, что теперь дрейф льдов изменился и стал увлекать судно к югу в сторону Гренландского моря. Мороз крепчает, за бортом минус 22 градуса. Торошения льдов и давление их на корпус судна не ослабевают. Сотрудники экспедиции выполнили (как смогли) очередную 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz