Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
тическим бассейном и восточными районами Атлантики. Океанографическая экс педиция 1956 года получила богатые научные материалы о малоизученных участ ках Северного Ледовитого и северной части Атлантического океанов. А осенью 1957 года с целью продолжения исследований севернее Шпицбергена и Гренландии была снаряжена третья высокоширотная океанографическая экспе диция на дизель-электроходе «Лена». Руководителем экспедиции снова шёл Л. Л. Балакшин, а командовал судном капитан дальнего плавания А. И. Ветров. Автору этих строк довелось принимать участие в этой экспедиции в качестве тре тьего штурмана «Лены». В силу различных обстоятельств экспедиция начала свою работу с большим опозданием. Октябрь в высоких полярных широтах —реальный зимний месяц. Это уже пора завершения экспедиционных работ в Арктике. А нам предстояло работать за восьмидесятой параллелью северной широты, значительно севернее Шпицбер гена и Гренландии. В старые добрые времена аналогичные экспедиции на «Седо ве», «Садко», «Литке» и других судах выходили в плавания не позднее конца июля и как исключение —в начале августа. Мы же собрались только в первой декаде ок тября. А йотом, вероятно, будем в очередной раз горько сетовать, почему не удалась серьезная, дорогостоящая экспедиция? Но ради справедливости заметим, что у нас причины опоздания с выходом были серьезные —задержка судна в ремонте после пожара, большие проблемы в снабженческом рейсе в связи с тяжелой ледовой об становкой у Северной Земли. Всё так, но экспедиция не отменяется —надо исполь зовать те возможности, которые еще имеются. Научные сотрудники во главе с профессором Балакшиным заканчивают после дние приготовления к работам в рубках, лабораториях, на палубных площадках. Леонид Леонидович Балакшин —старейший исследователь Арктики, гидролог, участник многих высокоширотных экспедиций еще в довоенные годы. Человек вы сокообразованный, интеллигентный, общительный, он пользовался большим ува жением среди полярников-исследователей. Мы тоже с огромным интересом слу шали его увлекательные рассказы об арктических плаваниях в довоенное время на шхунах, а то и на моторно-парусных ботах еще в 30-е годы XX века. В начальный период, несмотря на половину октября, условия плавания были благоприятны. Пересекли юго-западную часть Карского моря, миновали северную оконечность Новой Земли —мыс Желания и устремились на северо-запад в район между Землей Франца-Иосифа и Шпицбергеном. Арктическая навигация 1957 года была несколько своеобразна. Вся центральная часть Карского моря уже два месяца свободна ото льда. И в северной части Баренцева моря тоже чисто. Зато на востоке, около Северной Земли, пролив Вилькицкого и почти все море Лаптевых забиты тяжелыми многолетними льдами. Это результат действия западных ветров, дую щих с Атлантики. И мы за двое суток свободно прошли от Диксона к острову Вик тории между Землей Франца-Иосифа и Шпицбергеном. Затем, обогнув с севера Шпицберген, 15 октября вышли в координаты начала исследовательских работ. Пошла первая океанографическая станция. Мы начали исследовать порог Нан сена —якобы мелководный район между северо-восточной оконечностью Гренлан дии и северо-западным побережьем Шпицбергена. Но наше успешное плавание закончилось через несколько дней после начала работ. Уже после проведения второй океанографической станции и измерения глуби ны, показавшей 3286 метров, 18 октября судно попало в ледовый дрейф. Господ 278
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz