Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Могучий, дородный, истинный русский богатырь, одетый «по погоде»: в мехо­ вое штурманское пальто, солидные унты, в меховой подвязанной под подбородком шапке, меховых рукавицах, с традиционным полотенцем поверх тёплого шарфа — классическая фигура легендарного полярного капитана. Александр Иосифович се­ рьёзен и сосредоточен, а мы, штурмана и матросы, стараемся не мешать капитану, не попадаться ему «под руку»... Старший помощник капитана Герард Всеволодо­ вич Серебренников уже который раз предлагает капитану спуститься в каюту от­ дохнуть —пока никакой реакции. Наконец, капитан, будто неохотно, наскоро пере­ даёт управление судном старпому и тяжело спускается с мостика вниз. Но прохо­ дит всего несколько часов и Мастер опять на мостике, оценивает окружающую обстановку. А караван продолжает свой тяжкий путь во льдах. Ледоколы почти непрерывно окалывают застревающие в ледовом канале суда. Им активно помогает «Лена». Наблюдаются интересные детали. Когда караван в редкие промежутки времени идёт спокойно и безостановочно, наш капитан будто уходит в себя —спокоен, безразли­ чен ко всему окружающему, думает о чём-то своём. Но вдруг где-то кто-то из транс­ портов «споткнулся», застрял. Капитан Дубинин словно вспыхивает внутренним задором. Экономя время, он не разворачивает дизель-электроход в ледовом канале, а берёт очередной пароход на буксир, то носом, а иногда и кормой, вперёд —лихо, бесстрашно «выдёргивает» застрявшего на более разряжённый лёд и устремляется к следующему пароходу. Александр Иосифович виртуозно управляет своим креп­ ким судном и оказывает неоценимую помощь ледоколам. Мы, как могли, помогали ему и с удовольствием подмечали, что наш капитан практически автономно работа­ ет в самой гуще каравана, не получая каких-либо указаний и поручений от флаг­ манского ледокола. Он сам превосходно знает, что и как делать в той сложной ледо­ вой ситуации. Только 1 ноября 1956 года предельно уставший караван вышел севернее Новой Земли на чистую воду. А через сутки дизель-электроход «Лена» прибыл в Мур­ манск и с ходу ошвартовался к причалу. Время было крайне дорого —предстоял переход в балтийские порты для погрузки грузов и приёма на борт членов 2-й Ан­ тарктической экспедиции. Мы уже были в активном деловом порыве, энергично готовились к новому походу в южные моря, к обледенелому Антарктическому ма­ терику. Что нас так влекло туда? Это другая заманчивая, романтическая тема. Мы были молоды, отважны, азартны и полны неукротимого стремления к новым далё­ ким океанским походам. Делясь своими воспоминаниями о капитане Дубинине, за­ мечу, что Александр Иосифович бывал крайне нетерпим к случаям небрежного не­ сения вахтенной службы и неслужебным, вольным разговорам на ходовом мостике. Вспоминается небольшой эпизод. На переходе из Мурманска на Балтику праз­ дничным ноябрским вечером вахтенный 4-й штурман был отправлен вниз с каким- то поручением. Быстро управившись, помощник прибыл на мостик и доложил ка­ питану о выполнении распоряжения. Помолчав минуту —другую, штурманок вдруг как-то мечтательно с грустью объявил: «А в салоне танцы, музыка играет!..». Капи­ тан сурово посмотрел на своего молодого помощника и жёстко проговорил: «На вахте службу править надо, штурман». И уже несколько мягче добавил: «А танцами после вахты займётесь». Это вобщем-то касалось всех присутствовавших на мости­ ке —службу править надо! Я всегда был в безусловном согласии с этим мудрым заветом глубокоуважаемого мною капитана. 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz