Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

та сталь корпуса. Когда после столкновения мы вы­ сыпали на верхнюю палубу, громадная ледяная гора всего в нескольких метрах проплывала мимо наше­ го борта. Она даже не вздрогнула от «наезда» на нее океанского корабля массой около 14 тысяч тонн. Таков был наш дизель-электроход «Лена». Вспоминается довольно сложное плавание на «Лене» в Арктику осенью 1956 года. Ледовая обста­ новка на трассах Севморпути была в тот год очень сложная. А судном тогда командовал капитан Алек­ сандр Иосифович Дубинин. Это был поистине ле­ гендарный арктический мореплаватель, прошедший все ступени нелёгкой морской профессии —от мат­ роса до заместителя начальника пароходства по бе­ зопасности мореплавания. Капитан Дубинин был внешне суров и малообщителен. Однако он имел пре­ восходные качества опытного моряка, энергичного руководителя и талантливого администратора, ко­ торые блистательно проявил еще в годы войны, командуя транспортами в аркти­ ческих караванах. Так во время зимовки группы транспортов в порту Диксон в 1943—1944 годах Александр Иосифович организовал работу курсов штурманов и механиков. Он весь период зимовки энергично руководил курсами, в частности, ра­ ботой добровольных преподавателей из числа капитанов, штурманов и старших ме­ хаников. А к концу стоянки была полностью подготовлена большая группа —более 40 специалистов —штурманов и механиков, которые требовались для работы на судах ледокольно-транспортного флота в ту суровую военную пору. Мы, молодые судоводители, работавшие на «Лене» под командой капитана Дубинина в арктических и антарктических плаваниях, получали незабываемые уро­ ки мореходной и штурманской практики. Особенно памятным оказался рейс на Тик­ си. Уже вторая половина октября, в центральных районах Арктики наступает зима, на исходе световой день, морозы, метели. Из портов Тикси, Хатанги, с островных полярных станций выбираются запоздавшие суда-снабженцы, формируется боль­ шой караван —транспортные пароходы, в основном, старые, изношенные, со сла­ быми паровыми машинами, а главное, с весьма ограниченными запасами топлива — практически у всех уголь на исходе. Обеспечивали проводку этого сложного, боль­ шого и очень разнородного каравана транспортов ледоколы «Ермак» и, помнится, «Капитан Белоусов». Трудно шел этот многострадальный караван —зимние погодные условия, мно­ го проблемных, почти обезуглившихся старых пароходов, слабое ледокольное обес­ печение. Вот в этом тяжелом походе с блеском проявились превосходные качества ледового капитана Дубинина. Наша «Лена» под его командой была не менее, а час­ то и более активна, нежели старые линейные паровые ледоколы. Да, надо было ви­ деть на мостике Александра Иосифовича Дубинина! При плавании во льдах на этих судах управление рулём осуществлялось на открытом верхнем мостике. И ходит капитан Дубинин с одного крыла на другое, подавая команды рулевому и на ма­ шинный телеграф. Сменилась вахта, другая, заступает третья, а капитан, словно заведенный автомат, продолжает шагать по мостику. А. И. Дубинин 275

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz