Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
та сталь корпуса. Когда после столкновения мы вы сыпали на верхнюю палубу, громадная ледяная гора всего в нескольких метрах проплывала мимо наше го борта. Она даже не вздрогнула от «наезда» на нее океанского корабля массой около 14 тысяч тонн. Таков был наш дизель-электроход «Лена». Вспоминается довольно сложное плавание на «Лене» в Арктику осенью 1956 года. Ледовая обста новка на трассах Севморпути была в тот год очень сложная. А судном тогда командовал капитан Алек сандр Иосифович Дубинин. Это был поистине ле гендарный арктический мореплаватель, прошедший все ступени нелёгкой морской профессии —от мат роса до заместителя начальника пароходства по бе зопасности мореплавания. Капитан Дубинин был внешне суров и малообщителен. Однако он имел пре восходные качества опытного моряка, энергичного руководителя и талантливого администратора, ко торые блистательно проявил еще в годы войны, командуя транспортами в аркти ческих караванах. Так во время зимовки группы транспортов в порту Диксон в 1943—1944 годах Александр Иосифович организовал работу курсов штурманов и механиков. Он весь период зимовки энергично руководил курсами, в частности, ра ботой добровольных преподавателей из числа капитанов, штурманов и старших ме хаников. А к концу стоянки была полностью подготовлена большая группа —более 40 специалистов —штурманов и механиков, которые требовались для работы на судах ледокольно-транспортного флота в ту суровую военную пору. Мы, молодые судоводители, работавшие на «Лене» под командой капитана Дубинина в арктических и антарктических плаваниях, получали незабываемые уро ки мореходной и штурманской практики. Особенно памятным оказался рейс на Тик си. Уже вторая половина октября, в центральных районах Арктики наступает зима, на исходе световой день, морозы, метели. Из портов Тикси, Хатанги, с островных полярных станций выбираются запоздавшие суда-снабженцы, формируется боль шой караван —транспортные пароходы, в основном, старые, изношенные, со сла быми паровыми машинами, а главное, с весьма ограниченными запасами топлива — практически у всех уголь на исходе. Обеспечивали проводку этого сложного, боль шого и очень разнородного каравана транспортов ледоколы «Ермак» и, помнится, «Капитан Белоусов». Трудно шел этот многострадальный караван —зимние погодные условия, мно го проблемных, почти обезуглившихся старых пароходов, слабое ледокольное обес печение. Вот в этом тяжелом походе с блеском проявились превосходные качества ледового капитана Дубинина. Наша «Лена» под его командой была не менее, а час то и более активна, нежели старые линейные паровые ледоколы. Да, надо было ви деть на мостике Александра Иосифовича Дубинина! При плавании во льдах на этих судах управление рулём осуществлялось на открытом верхнем мостике. И ходит капитан Дубинин с одного крыла на другое, подавая команды рулевому и на ма шинный телеграф. Сменилась вахта, другая, заступает третья, а капитан, словно заведенный автомат, продолжает шагать по мостику. А. И. Дубинин 275
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz