Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

февраль. Плавание, соответственно, начиналось в декабре 1994-го и заверша­ лось в феврале 1995 года. Ледокол «Капитан Драницын» отправлялся из Мур­ манска. Затем —Бременхафен—Монтевидео—порт Стенли—Южная Георгия— Сандвичевы острова. В 1996 году —интересное плавание по северным морям: Мурманск—Хаммерфест—Шпицберген—Земля Франца-Иосифа—Гренландия— Норвегия—Мурманск. В 1999 году —кругосветное плавание по северным морям: Мурманск—Хаммер­ фест—Кефлавик—Гренландия—Канадская Арктика—Аляска—порт Провидения—трас­ са Северного морского пути—Земля Франца-Иосифа—Шпицберген—Мурманск. Продолжительность плавания 69 дней, перевезено 489 пассажиров. В 2000—2001 го­ дах —2-й антарктический поход: Мурманск —Флиссинген —Монтевидео —порт Ушуая —Антарктический полуостров —порт Стенли —Южная Георгия —Южный полярный круг —порт Ушуая —порт Рио-Гранде —порт Куксхафен —Мурманск. Продолжительность плавания 109 дней, перевезено 782 пассажира. Таких круго­ светных плаваний с пассажирами в Арктике и Антарктике международная морская практика еще не знала. Подобным «кругосветкам» может позавидовать и бывалый моряк дальнего плавания. Всего за десятилетие «Капитан Драницын» осуществил 10 пассажирских круизов, в том числе 7 рейсов в Арктику и 3 похода в Антарктику. За это время было перевезено более 5 тысяч пассажиров. Российские атомные и дизель-электрические полярные корабли показали кроме своих блистательных ледокольных функций великолепные качества на высокоширотных пассажирских перевозках, которые, кстати, продолжаются и совершенствуются. Дизель-электроходы в Арктике и Антарктике Б олее активному освоению и дальнейшему обустройству арктических регионов много способствовало правительственное решение об объединении Архангель­ ского арктического пароходства и Мурманской морской конторы Главсевморпути в единое Мурманское государственное морское арктическое пароходство (МГМАП) Это произошло в июне 1953 года. Тогда в одном практически вновь созданном пароходстве сосредоточился весь арктический ледокольно-транспортный флот. Много славных страниц в историю арктического (да и антарктического тоже) мо­ реплавания вписали в тот период экипажи вновь построенных ледокольных транс­ портов. Главное управление Севморпути заказало постройку серии ледокольно­ транспортных судов совершенно нового типа для самостоятельного плавания в арктических морях в навигационный период. Головной дизель-электроход новой серии «Лена» был построен в 1954 году на Голландской судостроительной верфи в городе Флиссинген. Судно строилось по проекту и техническому заданию советских инженеров-кораблестроителей. Его основ­ ные размеры: длина наибольшая — 130,2 метра, ширина наибольшая —18,9 метра, осадка в полном грузу —8,2 метра, дедвейт —7560 тонн, силовая установка —4 глав­ ных дизель-генератора по 2050 лошадиных сил, суммарная мощность —8200 «ло­ шадей». Скорость в грузу —около 16 узлов, это примерно 30 километров в час. Дизель-электроходы имели ледовый класс высшего международного разряда УЛА. На судне было 4 грузовых трюма с твиндеками и развитое грузовое устрой­ 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz