Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

гент более молодой, в среднем 40—50 лет, а в прошлом рейсе были «рекордсмены»: от 1912 до 1895 года рождения. Можно представить —пассажир на морском судне в возрасте 86 лет! Стоит также отметить, что второй рейс проходил более организо­ ванно, разнообразно (в смысле судовых мероприятий), а главное, четко выполня­ лось расписание, достаточно плотное и временами напряженное. Были экскурсии, в том числе и на Нордкап, а также встречи с другими пасса­ жирскими судами. В частности, в порту Хонинсвог у соседнего причала одновре­ менно с нами стоял, правда, «в возрасте» где-то 60-х годов постройки, итальянский пассажирский лайнер, на морской глаз более 20 тысяч водоизмещением. Наши штур­ мана заглянули к итальянским коллегам на часок. Судно и экипаж понравились нашим ребятам. У него на борту более тысячи пассажиров. Кстати, мы встречались с итальянцами еще около 20 лет назад, в 1963 году, работая на «Сестрорецке». Это было на Шпицбергене в заливе Грён-Фьорд. Значит, нынче итальянцы далеко не новички в суровых северных морях. Наконец, «Мария Ермолова», постепенно продвигаясь на восток, приближает­ ся к родным берегам. Вот и последний порт захода в Северной Норвегии —Вардё, самый ближний сосед нашего Мурманска. Сосед, правда, невелик по сравнению с нашей заполярной морской столицей. Это небольшой рыбацкий посёлок, был ког­ да-то ближе по размерам к нашей Териберке, нежели к Мурманску. Вошли в гавань и ошвартовались к пирсу. Гавань небольшая, но удобная, хорошо прикрытая, осо­ бенно от штормовых западных ветров. Пассажиры снова ринулись на берег: кто на автобусе, некоторые пешком, веро­ ятно поглядеть на окрестности. Погода обычная для этих мест: облачно, ветер сла­ бый северный, температура «за бортом» плюс 8 градусов —типичная осень. Что тут смотреть, право же трудно представить. И вообще не очень понятно, чем, ну, ска­ жем, кроме Нордкапа, нравятся пассажирам эти рейсы вдоль хмурого, скалистого побережья Северной Норвегии? Дождь, холодно, хмуро, нередко штормит, в море, как правило, пустынно. Иногда можно встретить маленькие рыбацкие посудины или время от времени проходящие транзитом советские транспорты. Уж если тра­ титься на туристские морские поездки, то лучше немного подороже, например, по Средиземноморью. В 16 часов снялись из норвежского Вардё и отправились в советский Мурманск: «...бери шинель, пошли домой!». Через 6 часов вошли в Кольский залив. По москов­ скому времени уже полночь, а на судне —еще 22 часа. Оставили время по-прежне­ му среднеевропейское, дабы не путать пассажиров. На подходе к Тюва Губе с встречного катера на «Марию Ермолову» перешла проверочная комиссия —чело­ век около десяти —пограничники, таможенники во главе с начальником Мурман­ ской морской таможни. Естественно, попали под вспышки фотолюбителей-пасса- жиров. Теперь, безусловно, всей компанией «просияют», пусть не в главных, но все же в европейских газетах. Надо полагать, английские «туристы» распишут в лучшем виде. 18 июля 1981 года в 4 часа утра теплоход «Мария Ермолова» ошвартовался к пассажирскому причалу порта Мурманск. На причале встречают 13 солдат (чёрто­ ва дюжина!) и 4 таможенника —опять все попали под фотоаппараты неутомимых пассажиров. Правда, еще оказалась «встречающая» (неизвестно кого) одна моло­ дая симпатичная девушка с небольшим букетом цветов. На судно её, естественно, не пустили —иностранцы же на борту, понимать надо... Итак, закончились эти пер­ вые круизные рейсы, по нашим меркам, сравнительно благополучно, но... вопросов 271

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz