Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
гент более молодой, в среднем 40—50 лет, а в прошлом рейсе были «рекордсмены»: от 1912 до 1895 года рождения. Можно представить —пассажир на морском судне в возрасте 86 лет! Стоит также отметить, что второй рейс проходил более организо ванно, разнообразно (в смысле судовых мероприятий), а главное, четко выполня лось расписание, достаточно плотное и временами напряженное. Были экскурсии, в том числе и на Нордкап, а также встречи с другими пасса жирскими судами. В частности, в порту Хонинсвог у соседнего причала одновре менно с нами стоял, правда, «в возрасте» где-то 60-х годов постройки, итальянский пассажирский лайнер, на морской глаз более 20 тысяч водоизмещением. Наши штур мана заглянули к итальянским коллегам на часок. Судно и экипаж понравились нашим ребятам. У него на борту более тысячи пассажиров. Кстати, мы встречались с итальянцами еще около 20 лет назад, в 1963 году, работая на «Сестрорецке». Это было на Шпицбергене в заливе Грён-Фьорд. Значит, нынче итальянцы далеко не новички в суровых северных морях. Наконец, «Мария Ермолова», постепенно продвигаясь на восток, приближает ся к родным берегам. Вот и последний порт захода в Северной Норвегии —Вардё, самый ближний сосед нашего Мурманска. Сосед, правда, невелик по сравнению с нашей заполярной морской столицей. Это небольшой рыбацкий посёлок, был ког да-то ближе по размерам к нашей Териберке, нежели к Мурманску. Вошли в гавань и ошвартовались к пирсу. Гавань небольшая, но удобная, хорошо прикрытая, осо бенно от штормовых западных ветров. Пассажиры снова ринулись на берег: кто на автобусе, некоторые пешком, веро ятно поглядеть на окрестности. Погода обычная для этих мест: облачно, ветер сла бый северный, температура «за бортом» плюс 8 градусов —типичная осень. Что тут смотреть, право же трудно представить. И вообще не очень понятно, чем, ну, ска жем, кроме Нордкапа, нравятся пассажирам эти рейсы вдоль хмурого, скалистого побережья Северной Норвегии? Дождь, холодно, хмуро, нередко штормит, в море, как правило, пустынно. Иногда можно встретить маленькие рыбацкие посудины или время от времени проходящие транзитом советские транспорты. Уж если тра титься на туристские морские поездки, то лучше немного подороже, например, по Средиземноморью. В 16 часов снялись из норвежского Вардё и отправились в советский Мурманск: «...бери шинель, пошли домой!». Через 6 часов вошли в Кольский залив. По москов скому времени уже полночь, а на судне —еще 22 часа. Оставили время по-прежне му среднеевропейское, дабы не путать пассажиров. На подходе к Тюва Губе с встречного катера на «Марию Ермолову» перешла проверочная комиссия —чело век около десяти —пограничники, таможенники во главе с начальником Мурман ской морской таможни. Естественно, попали под вспышки фотолюбителей-пасса- жиров. Теперь, безусловно, всей компанией «просияют», пусть не в главных, но все же в европейских газетах. Надо полагать, английские «туристы» распишут в лучшем виде. 18 июля 1981 года в 4 часа утра теплоход «Мария Ермолова» ошвартовался к пассажирскому причалу порта Мурманск. На причале встречают 13 солдат (чёрто ва дюжина!) и 4 таможенника —опять все попали под фотоаппараты неутомимых пассажиров. Правда, еще оказалась «встречающая» (неизвестно кого) одна моло дая симпатичная девушка с небольшим букетом цветов. На судно её, естественно, не пустили —иностранцы же на борту, понимать надо... Итак, закончились эти пер вые круизные рейсы, по нашим меркам, сравнительно благополучно, но... вопросов 271
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz