Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

смотреть? Прохладно, дождливо, не по-летнему уныло —похоже на Шпицберген. Тоже горы, на них остатки снега. На вершинах висят зацепившиеся за них облака. Ну... вобщем-то 71-я параллель, что тут скажешь. Расписание движения буквально спрессовано. В 7 часов утра пришли в Хаммерфест, в 14.00, после поездки на Норд­ кап, снялись на выход, а в 17 часов уже прибыли в Хонинсвог. Это, пожалуй, самый северный в мире приличный, цивилизованный поселок. Кругом чисто, благоустроено, приличные пирсы с достаточно большими глубинами. На причалах вода и топливо, как в Гибралтаре. Все сделано добротно, прочно, надежно, молодцы норвежцы, умеют жить обстоятельно и комфортно. Отсюда до Нордкапа около 30 километров. В 9 часов вечера пассажиры на авто­ бусах отправились на мыс Нордкап. Их голубая мечта —побывать на Нордкапе и посмотреть солнце в 12 часов ночи! Благо тут полярный день —первая декада июля. Мы с первым помощником тоже отправились на Нордкап вместе с пассажирами. В 23.15 прибыли на этот знаменитый мыс. Погода неплохая: маловетрие, сравни­ тельно тепло, облачно, по видимость хорошая. Солнца не видать, только лучи про­ биваются между разрывами облаков. И вот полночь на Нордкапе —главная мечта экскурсантов и туристов —посмотреть солнце в полночь. Однако главного светила мы так и не увидели —закрыто небольшой тучей, но лучи и багряные отсветы смот­ рятся, золотистые разливы над морем и мысом великолепны. Ну, а Нордкап, как Нордкап —скалы, утёсы, камни, горные отроги, холодно и неуютно, как... на Норд­ капе! С высокого обрыва хорошо смотрится море и суда. Далеко внизу, маленькие до нереальности, они идут, точнее ползут по безграничной морской глади. На мысе большой обрыв, обнесённый оградой из лёгкого металла и металличе­ скими сетками, чтобы восторженные туристы не сваливались вниз —лететь тут и правда, высоко. Недалеко от обрыва стоит приземистое одноэтажное здание из кам­ ня и дерева, что-то вроде постоялого двора с плоской крышей. Внутри: кафе, киос­ ки, вернее, небольшой универмаг, и почта. Рядом с домом памятник непонятного вида и назначения и памятный столб в честь посещения мыса Нордкап королём Норвегии. Вот, пожалуй, и все, достойное внимания туристов. После прибытия всех пассажиров с экскурсии снялись из Хонинсвога на Тромсё, то есть, двинулись на запад. Посетили еще несколько норвежских портов, в частно­ сти, Тромсё, Свольвер, Андальнес. Все они очень похожи друг на друга и, естествен­ но, программа круиза тоже не отличалась разнообразием. А для моряков и, в част­ ности, судоводителей разве что плавание северными норвежскими шхерами внесло некоторый моряцкий колорит —тут судоводителям есть на что обратить внимание и «завязать узелки на память». 11 июля в 7 часов утра «Мария Ермолова», выполнив первый круизный рейс возвратилась в английский порт Гулль. Стоянка на подготовку к следующему рейсу всего 12 часов —круто ведут дела руководители круизов, но что делать, назвался груздем —полезай в кузов, как говорят у нас на Руси. Что можно сказать о первом рейсе? Было и хорошо, и не очень, как всегда в первых серьёзных мероприятиях, тем более, на международном уровне. Да и пассажиры не из Териберки или Греми- хи —англичане! Что ни говори, а они —серьёзная публика, довольно близко знако­ мая с практикой и традициями классического мореходства. Вечером того же дня снялись в следующий круизный рейс из Гулля в норвеж­ ский порт Олесунн. По программе круиза снова посещение портов Северной Норвегии от Тронхейма до Вардё, а затем заход в Мурманск. Пассажиров на борту 110 человек и командиры «установили», что в этом рейсе пассажирский контин­ 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz