Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

2 июля утром подошли к лоцманской станции и, приняв на борт местного лоц­ мана, пошли в порт Рейкьявик. Вместе с лоцманом на борт поднялись двое предста­ вителей властей —пограничник и таможенный офицер. Случилась неприятная за­ минка —при переходе с катера на судно таможенник уронил папку в воду. Правда, катер лихо отскочил от борта и папку тут же выловили. Но остался неприятный осадок. Наши моряки, штурман и матрос, стояли у трапа и безучастно смотрели на прибывших, не подумав об элементарной помощи человеку. Ну что тут сказать... Стоянка в столице Исландии почти полсуток. Решили с первым помощником капитана Игорем Чесноковым сходить в город поглядеть на эту, кажется, самую северную столицу в мире. Рейкьявик очень хороший, чистый, ухоженный город. Населения 85 тысяч человек, а всего на острове около 220 тысяч. Красивые места, нарядные здания, кругом немноголюдно, но все же довольно оживленно. Судя по многим национальным флагам, тут приличную часть города занимают иностран­ ные дипломатические миссии. Все это вперемежку с национальными деловыми и просто жилыми кварталами придает городу особый колорит уюта, согласия и какой-то дружной общины. Тут, кажется, никто никого и ни от кого не охраняет, не защищает —всё у всех на виду и у всех одна общая безопасность. Право же, эти островные северные города, а точнее, городки, чем-то очень располагают к себе. У пассажиров очередная экскурсия в город и по окрестностям. Тут, вероятно, немало знаковых памятников природных диковин: айсберги и горячие источники, ледники и теплые оазисы, причудливые творения неспокойной северной природы, создавшей немало исторических природных творений. Эти места памятны также событиями Второй мировой войны. Здесь, в многочисленных бухтах Исландии, фор­ мировались союзные конвои. Бывали тут и наши советские корабли —участники конвоев. Да много, наверное, могли бы порассказать об этих грозных временах и событиях специалисты-историки, да и просто ветераны. Но увы, время летит, расписание требует —отход! Довольно приятным солнечным вечером снялись из Рейкьявика в порты Северной Норвегии. Переход от южной оконечности Исландии до меридиана Нордкапа, что в Нор­ вегии, —3,5 суток. Ночи тут летние, светлые, погода благоприятная —тихо вокруг, лишь кое-где рыбаки несут свою извечную нелёгкую вахту. «Мария Ермолова» всю ночь идёт вдоль южного побережья Исландии. На палубе оживленно —пассажиры очарованы изумительными переливами света, будто с огромного роскошного экра­ на, безбрежного океанского простора. Да, бывают и в Северной Атлантике, а если точнее, в её северо-восточном углу, упоительные летние вечера и ночи. Сегодня на судне согласно расписанию круиза RUSSIAN DAY (русский день). Пассажиров угощают русскими блюдами с соблюдением главных русских обычаев, а затем под вечер —русский кинофильм, танцы и другие развлекательные меропри­ ятия. Все получилось довольно организованно, оригинально и увлекательно. Удиви­ тельное дело —там, где не вмешивается или не мешает администрация, почти все­ гда дело идет успешно, по-умному, распорядительно и красиво. В чём причина — трудно понять... Переход из Исландии на Север Норвегии завершился. Всё прошло благополуч­ но, погода благоприятствовала плаванию. Прибыли в порт Хаммерфест. Тут стоят еще два «пассажира»: наш балтиец «Михаил Калинин» и английский лайнер «Куин Элизабет-2». Пассажиров на северной «макушке» Европы собралось порядочно — норвежцы только успевают автобусы подавать. Вот и у нас бы так! Тут главная достопримечательность —Нордкап! Носит этих англичан по белу свету. Ну что тут 269

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz