Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

просторы моря, невысокий, уже лесистый берег с левого борта —Зимняя сторона Беломорья, очаровательное вечернее, почти не заходящее солнышко и удивительно тёплый ласковый южный ветерок. Пассажиры, вероятно, все до единого —на верхних прогулочных палубах. Да и морякам не сидится, не лежится даже после вахты в каютах —всё «население» на палубе, кроме вахт, разумеется. Да, «упоительны в России вечера!». Даже в этом северном море, имеющем не лучшую репутацию у моряков, рыбаков, промышлен­ ников, иногда бывает прелестная летняя погода. 12 июня в 10 часов утра «Сестрорецк» прибыл в славный северный город Архангельск и ошвартовался у Красной пристани. Погода солнечная, приятная. На пристани много встречающих и просто гуляющая публика. Набережные Архангельска выгодно отличают этот город от других приморских городов Россий­ ского Севера и, в частности, от Мурманска. Величавая полноводная Северная Двина, оживленное движение многочисленных плавсредств на обширном городском рейде указывают на энергичный деловой ритм порта. Наступает этакое летнее умилительное расслабление. Судно стоит на шварто­ вых у центральной набережной города, пассажиры сошли на берег похоже в хоро­ шем праздничном настроении. Плавание проходило благополучно, и прибытие в областной центр располагало всех к романтично-отпускным ожиданиям. Да, что ни говори, а погода, природные условия в двух соседних областных городах Мурман­ ске и Архангельске совершенно несопоставимы. После суточной стоянки в городе на Двине великолепным летним утром «Сест­ рорецк» снялся в обратное плавание домой, в Мурманск. Пассажиров немного. По­ года благоприятствовала плаванию в Белом и Баренцевом морях. Капитан Галкин внешне не очень заметно, но упорно уплотнял стоянки в портопунктах и вёл тепло­ ход на предельной скорости, откровенно опережая расписание. Он понимал и жела­ ния экипажа, и молчаливое согласие руководителей пассажирской службы паро­ ходства пораньше прибыть в Мурманск. Уже через трое суток, согласно расписанию, экипажу предстояло начинать оче­ редной плановый рейс на Шпицберген. Добавим, что теплоход «Сестрорецк» в пе­ риод работы в составе пассажирского флота Мурманского пароходства совершил несколько арктических рейсов с пассажирами, в частности, в Диксон, Тикси, порто- пункты Новой Земли, Обской губы и другие. Пассажирский флот на Мурмане в 60—80-е годы прошлого столетия работал интенсивно и эффективно. В тот период в составе Мурманского пароходства работали пассажирские суда: «Вацлав Боров­ ский», «Сестрорецк», «Вологда», «Державин», «Илья Репин», «Кола», «Акоп Ако­ пян». Позднее пассажирский флот пополнился новыми теплоходами: «Канин», «Мария Ермолова», «Алла Тарасова», «Клавдия Еланская». Международные и арктические круизы В конце 70-х —начале 80-х годов пассажирские суда «Мария Ермолова» и «Клав­ дия Еланская» успешно работали в круизных рейсах по странам Северной Европы, а также между портами Балтики. В одном из таких круизов мне довелось участвовать в качестве капитана-наставника. Это было в июне 1981 года. Теплоход «Алла Тарасова» под командованием капитана А. И. Соколова вышел из Мурман- 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz