Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Заход в Териберку был вне расписания, вероятно, по настоятельной просьбе на областном уровне. Для нас это не проблема —хотя и палубные пассажиры, но какой-никакой заработок. Да и людям тоже нужно ехать, другого транспорта пока нет. И этот любезный жест капитана Галкина не отнял много времени. Мы зашли в губу Териберскую, а на рейде у мыса Лодейного уже покачивается в ожидании пор­ товый пассажирский катер. Боцман Женя Терещенко всегда «натовсь» —парадный трап пошел в рабочее положение, и вся операция с пересадкой пассажиров заняла менее получаса. Теперь впереди заход уже по расписанию в Иокангу —туда основной контин­ гент пассажиров. Хороши летние плавания в Баренцевом море! Светло круглые сутки, и даже в свежую погоду чувствуется некоторое удовлетворение от этих морских ходовых вахт. А погода всё же нудная, не летняя. Уже после завтрака пас­ сажиры предпочитают отсиживаться в каютах, ресторане, буфетах. Только самые отважные топчутся около средних надстроек под навесами подволоков верхних па­ луб. Но они не в круизных прогулочных рейсах —им главное до дома добраться, а погода... будет когда-нибудь и хорошая. Около 10 часов утра пришли в Иокангу и с ходу пошли к причалу на швартовку. Такое здесь нечасто случается. Но теперь лето —пора учебных плаваний, отработки задач боевой подготовки. Основное воинство вместе с вспомогательным флотом ходит по морям и океанам, в порту все пирсы, в том числе главный, свободны. Сто­ янка по расписанию —четыре часа. Судовой ресторан на стоянках в портопунктах не работает, погода к прогулкам не располагает, да и гулять особенно негде. Куда ни ступи —проходная, пропускной, запрещено —каторжные места. В начале старпомовской вахты снялись со швартов, вышли в Святоносский за­ лив и начали огибать мыс Святой Нос, Места суровые, у поморов пользовались дур­ ной славой. Святоносские сувои —беспорядочная толчея, крутая хлесткая волна. Сплошная пенистая круговерть бывала очень опасна для малых рыбацких судов. Теперь другие времена, иные суда, тем более, в летний период. Мы довольно легко огибаем длинный, словно кинжал, вытянувшийся в море высокий скалистый мыс с одиноко стоящим Святоносским маяком и входим в Белое море. Родные с детства края —Беломорье! Тут ещё зимой 1946 года мотались на легендарном «Г. Седове» во время зверобойной кампании. И позднее на рыболовном сейнере «Бабушкин» промышляли акулу, ловили треску, камбалу, пикшу. Здесь, в начале пятидесятых, болтались на стареньких военных тральщиках и охотниках —охраняли подходы к горлу Белого моря. Служили и на береговых ба­ тареях, проводили учебные артиллерийские стрельбы, несли вахты —служили флоту и Отечеству. Тут у этих неприветливых, скалистых берегов, в неспокойном поляр­ ном море прошли пять лет военной службы. Что было —то было! Следующий портопункт захода по расписанию —Сосновка. Подошли на внеш­ ний рейд у острова Сосновец, встали на якорь. Продолжительный судовой гудок — сигнал для береговых властей о приходе «моряка», как именуют в этих местах мор­ ские и, в частности, пассажирские суда. Впрочем, гудок —так, «для куража». Кол­ хозная дора с небольшим карбасом на буксире уже поспешает от берега. Здесь на­ род бдительный, серьезный —ждать себя не заставят. Пассажирский и грузовой помощники уже у трапа, ожидают своих коллег: начальника портопункта по пасса­ жирским делам и колхозного представителя по грузу. Время стоянки ограничено, погода разгулялась —надо по возможности побыстрее проводить грузо-пассажир- ские операции. 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz