Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
быстро меняется, вот его линия подходит к нужной отметке. Я оторвался от экрана локатора для доклада и... слышу команду капитана: «Руль лево полборта». Мне оставалось доложить: «Вышли в точку поворота». Потанчук согласно кивнул голо вой и подал рулевому следующую команду. Видимость скверная и я снова сосредо точился у экрана радара. «Сестрорецк» вошел в Ярнышную и через полчаса уже стоял на якоре. А в губе парение —не только бака, парадного трапа с мостика невидно. Капитан стоял на своем традиционном месте у центрального иллюминатора и с наслаждением курил. Я подошел, тоже закурил и, понимая, что «теперь можно», спросил: «Василий Трофимович, а как все же вы уловили тот момент поворота в губу?». Он погасил сигарету и, положив руку мне на плечо (что с ним, кажется, никогда не случалось), этак дружелюбно ответил: «Эх, старпом, поплаваете тут с моё, так же поворачивать будете». И чуть помолчав, добавил: «Пойдем, чайку крепкого выпьем, у нас с Вами еще много поворотов впереди». Да, капитан Потанчук был опытный профессионал, отважный моряк, но имел сложный, нередко жесткий характер, а работалось с ним хорошо. Бывает и так. Но, впрочем, я несколько отвлёкся. Сейчас у нас тоже был достойный капитан — Максим Афанасьевич Галкин. И льщу себя надеждой, что у него были хорошие, грамотные, надежные помощники. Кроме старпома, еще второй штурман —Золотов Виктор Иванович, третий — Вольный Борис Анатольевич, все судоводители с высшим морским образованием. А самый надежный и доверенный —помощник по пассажирской части Петр Иннокентьевич Плюснин. Хозяин машинного отделе ния —бессменный старший механик Анатолий Максимович Ушаков. Он был спе циалист высокого класса и человек с замечательно добрым, тонким юмором. Бывало, сидим в кают-компании. Вдруг из буфета нервный голос буфетчицы: «Максимыч, опять горячая вода не идёт!». «Дед» (в смысле —старший механик) невозмутимо парирует: «И не должна идти!». Напряжение в буфете нарастает. Анатолий Максимович, как всегда, добродушно улыбаясь, поднимается из-за сто ла, подходит к телефону, кого-то вызывает, негромко что-то говорит. Из буфета радостно: «Пошла горячая вода!». «И должна пойти», —бросает как бы между про чим Максимыч, продолжая прерванный с кем-то разговор. Славные, добрые колле ги! Как жаль, что невозможно назвать всех поименно. Время отхода! Прибыли на причал портовые швартовщики. Поднят парадный трап, на палубе отъезжающие, на причале провожающие. Самые волнительные, впе чатляющие события, за которые любят моряки службу на пассажирских теплохо дах. И неважно Сочи или Мурманск, главное отходы—приходы, волнения расста ваний и встреч. Три гудка —отданы швартовы. «Сестрорецк», элегантно развер нувшись, на полных оборотах в тесноватом «пассажирском» ковше пошёл на главный судоходный фарватер Кольского залива. По рейду разносятся звуки традиционного музыкального прощания —романтические воспоминания:«... на теп лоходе музыка играет, а я одна стою на берегу!..» Была уже половина июня, но вскоре после выхода из Мурманска погода испор тилась решительно и, кажется, надолго. Пошли вдруг один за другим «незаплани рованные» атлантические циклоны. Прохладно, сыро, промозгло —свежий северо- западный ветер до 7 баллов. На выходе из Кольского залива в скулу ударила первая хлесткая морская волна. Палубы моментально опустели, пассажиры разбежались по каютам. Да, тут «...не то, что поезда!». 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz