Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

быстро меняется, вот его линия подходит к нужной отметке. Я оторвался от экрана локатора для доклада и... слышу команду капитана: «Руль лево полборта». Мне оставалось доложить: «Вышли в точку поворота». Потанчук согласно кивнул голо­ вой и подал рулевому следующую команду. Видимость скверная и я снова сосредо­ точился у экрана радара. «Сестрорецк» вошел в Ярнышную и через полчаса уже стоял на якоре. А в губе парение —не только бака, парадного трапа с мостика невидно. Капитан стоял на своем традиционном месте у центрального иллюминатора и с наслаждением курил. Я подошел, тоже закурил и, понимая, что «теперь можно», спросил: «Василий Трофимович, а как все же вы уловили тот момент поворота в губу?». Он погасил сигарету и, положив руку мне на плечо (что с ним, кажется, никогда не случалось), этак дружелюбно ответил: «Эх, старпом, поплаваете тут с моё, так же поворачивать будете». И чуть помолчав, добавил: «Пойдем, чайку крепкого выпьем, у нас с Вами еще много поворотов впереди». Да, капитан Потанчук был опытный профессионал, отважный моряк, но имел сложный, нередко жесткий характер, а работалось с ним хорошо. Бывает и так. Но, впрочем, я несколько отвлёкся. Сейчас у нас тоже был достойный капитан — Максим Афанасьевич Галкин. И льщу себя надеждой, что у него были хорошие, грамотные, надежные помощники. Кроме старпома, еще второй штурман —Золотов Виктор Иванович, третий — Вольный Борис Анатольевич, все судоводители с высшим морским образованием. А самый надежный и доверенный —помощник по пассажирской части Петр Иннокентьевич Плюснин. Хозяин машинного отделе­ ния —бессменный старший механик Анатолий Максимович Ушаков. Он был спе­ циалист высокого класса и человек с замечательно добрым, тонким юмором. Бывало, сидим в кают-компании. Вдруг из буфета нервный голос буфетчицы: «Максимыч, опять горячая вода не идёт!». «Дед» (в смысле —старший механик) невозмутимо парирует: «И не должна идти!». Напряжение в буфете нарастает. Анатолий Максимович, как всегда, добродушно улыбаясь, поднимается из-за сто­ ла, подходит к телефону, кого-то вызывает, негромко что-то говорит. Из буфета радостно: «Пошла горячая вода!». «И должна пойти», —бросает как бы между про­ чим Максимыч, продолжая прерванный с кем-то разговор. Славные, добрые колле­ ги! Как жаль, что невозможно назвать всех поименно. Время отхода! Прибыли на причал портовые швартовщики. Поднят парадный трап, на палубе отъезжающие, на причале провожающие. Самые волнительные, впе­ чатляющие события, за которые любят моряки службу на пассажирских теплохо­ дах. И неважно Сочи или Мурманск, главное отходы—приходы, волнения расста­ ваний и встреч. Три гудка —отданы швартовы. «Сестрорецк», элегантно развер­ нувшись, на полных оборотах в тесноватом «пассажирском» ковше пошёл на главный судоходный фарватер Кольского залива. По рейду разносятся звуки традиционного музыкального прощания —романтические воспоминания:«... на теп­ лоходе музыка играет, а я одна стою на берегу!..» Была уже половина июня, но вскоре после выхода из Мурманска погода испор­ тилась решительно и, кажется, надолго. Пошли вдруг один за другим «незаплани­ рованные» атлантические циклоны. Прохладно, сыро, промозгло —свежий северо- западный ветер до 7 баллов. На выходе из Кольского залива в скулу ударила первая хлесткая морская волна. Палубы моментально опустели, пассажиры разбежались по каютам. Да, тут «...не то, что поезда!». 263

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz