Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

рованный перестой «Сестрорецка» между очередными рейсами на Шпицберген ча­ стично разрядил острую ситуацию. Поражает другое: как же сейчас справляется с пассажирскими перевозками единственный на бассейне пассажирский теплоход «Клавдия Еланская»? Возить некого и некуда?! Непонятно. Ну, это другая тема. А тогда мы на «Сестрорецке» практически без перерыва начали подготовку к следующему рейсу. Дел на наши плечи свалилось много. Срочное обеспечение судна топливом, пресной водой, продовольствием, большая проблема — замена судового постельного белья, текущие ремонтно-профилактические работы по машинной и палубной частям. И на все это менее суток. Для старших судовых командиров это был небольшой шок. На судно прибыли руководители береговых отделов и служб. Заработала жесткая административная система. Когда на совместном заседании судовой администрации и береговых структур кто-то из командиров обронил, что нельзя в таком состоянии выходить в рейс, заместитель начальника пароходства по кадрам Э. Вересоцкий моментально и несколько высокомерно отреагировал: «Вы не може­ те, другие пойдут!». Вот и весь сказ. Естественно, что под такой принцип никому не хотелось «хлопнуть» дверью. Тем не менее, худо ли, хорошо ли, а к 6 часам вечера следующего дня «Сестро­ рецк» заканчивал прием пассажиров у причала морского вокзала. Загрузка полная — 142 человека плюс около 20 палубных пассажиров до Териберки. За пятнадцать минут до старта докладываю капитану: —Максим Афанасьевич, судно к отходу готово! —Управились? Ну вот и молодцы! Вызывай швартовщиков и начнем снимать­ ся. Погода хорошая, надо бежать! Капитан Галкин иногда бывал большим либералом, но морские традиции свято соблюдал. А вот капитан Потанчук, помнится, принимал доклад иначе —корректно, но строго, официально: —Спасибо, старпом, командуйте. Я иду на мостик. И все, ни слова более. Минута в минуту капитан на мостике. В кожаном регла­ не, зимой в штурманском пальто, всегда в капитанской фуражке, статный, краси­ вый, настоящий капитан! Командовал энергично, без суеты и нервозности, четко, лаконично. Я работал с Василием Трофимовичем немного, он подменял на время отпуска капитана Галкина, но всегда испытывал к нему искреннее уважение, и у нас были взаимно добрые, деловые отношения. Особенно запомнился один (из многих) случай из морской практики. Мы шли из Иоканги в Мурманск и подходили к губе Ярнышная —очередной заход. Была скверная зимняя погода, нередкая на побережье: штормит, снежные заряды, темно, видимость один-два кабельтова. На вахте стоял третий штурман Борис Вольный, известный впоследствии полярный капитан. А я, тогда старпом, учитывая сложные условия плавания, тоже был на мостике. Командовал судном, естественно, капитан. Уже недалеко поворот в бухту Ярнышная. Василий Трофимовмич, сосредо­ точенно вглядываясь в мутную тьму за иллюминатором рулевой рубки, говорит: «Старпом, контролируйте по локатору время поворота и доложите». Добавлю, что у Василия Трофимовича была, на мой взгляд, несколько странная привычка, хотя... у каждого своё. Он никого на мостике не называл по имени-отчеству, только по дол­ жности (старпом, третий штурман, рулевой, вахтенный и прочие). Но, это так, к слову. Я стою у локатора, слежу за пеленгом входного мыса, пеленг сравнительно 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz