Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Теплоход «Вацлав Боровский» Фото А. Топуза очередной рейс. Да, спустя несколько часов всё подтвердилось —получили распо­ ряжение из конторы: нам уже завтра придётся начинать внеочередной рейс с пасса­ жирами по линии Мурманск—Иоканга—Сосновка—Архангельск и обратно. Тепло­ ход «Вацлав Боровский», новый флагман Мурманского пассажирского флота, ра­ ботающий на этой линии в период летней навигации, вдруг неожиданно отправился в спецрейс на Кубу. Да, 60—80-е годы XX столетия моряки пассажирского флота всегда вспомина­ ли с лёгкой, светлой грустью. И было о чём иной раз взгрустнуть! В тот период 6—7 пассажирских судов пароходства работали с приличной нагрузкой на местных линиях: восточной —Мурманск—Иоканга с многочисленными заходами, запад­ ной —Мурманск—портопункты Рыбачьего и Мотовского залива, Шпицбергенской, Архангельской и Арктической —в период летней навигации. На побережье Мурмана тогда еще были довольно крупные поселки: Териберка, Дальние Зеленцы, Гаврилово, Дроздовка, Иоканга, Порт-Владимир, Западная Лица, Озерко и многие другие. Активно работали рыбацкие предприятия, рыбообрабаты­ вающие комбинаты, промысловые, оленеводческие хозяйства. Естественно, был востребован и пассажирский флот. Среди пассажиров бывало порядочно военно­ служащих, но, разумеется, не они определяли масштабы пассажиропотоков. В те годы на Мурмане, на Беломорском побережье да и на островных территориях было сравнительно многолюдно и оживлённо, но... ничто не вечно под Луной! Вот временно «изъяли» из расписания «Вацлав Боровский» в связи с выполне­ нием внеочередного, срочного рейса на Кубу, и положение резко осложнилось. Оказалось под угрозой срыва расписание на Архангельск. И только ранее заплани­ 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz