Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

подходах к побережью Мурмана он как-то за чашкой чая поведал свое намерение. Тут надобно заметить, что Максим Афанасьевич был по его собственному выраже­ нию «великий водохлеб». Он любил чай не просто пить, а обставлять это «действо», насколько позволяли судовые условия, комфортно, располагающе. Я это хорошо знаю, потому что у нас сложилась некая «чайная компания». После окончания вечерней вахты и ужина я обычно отправлялся к капитану с докладом о делах минувшего дня и планах на завтра. После делового разговора ка­ питан устраивал чаепитие. Попутно замечу, что Максим Афанасьевич не терпел спиртного. Он был абсолютно убежден, что «после рюмки у человек всегда мозги набекрень». А вот чай!.. Он, не торопясь, обстоятельно расставлял стаканы в под­ стаканниках, вазочку с сушками или сухариками, сахар, бывало даже и варенье! Несколько раз проверял чайник с заваркой, кипяток и, наконец, широким жестом приглашал к малому столику. Это были «душевные» чаепития. Максим Афанасьевич был замечательный мастер рассказывать «случаи из морской практики», различные истории, бывальщины. И, естественно, ему был нужен «толковый слушатель». Относительно «забега» к восточной четверти, как выяснилось, все было очень просто. Дело в том, что довольно обширный район Баренцева моря между Нордка­ пом, Шпицбергеном и Новой Землей, точнее, его восточная часть, оставался мало- посещаемым судами. Традиционно суда шли из Мурманска или Архангельска вдоль побережья Мурмана до Нордкапа, затем ложились на курс западнее побережья Шпицбергена. На этом пути были два существенных неудобства. Во-первых, удли­ нялся путь, во-вторых, и это, пожалуй, главное, на западном маршруте всегда был риск встретить штормовую погоду и тяжелую зыбь, идущую с Атлантики. А восточный маршрут, приблизительно от устья Кольского залива на мыс Сёр­ кап, был несколько короче и значительная его часть прикрывалась от западных штормов мелководьем, широко охватывающим остров Медвежий. Еще поморы лет 300 и более назад предпочитали держаться восточного маршрута —ближе к тради­ ционной кромке полярных льдов, тут волна «кротеет» (становится меньше, легче). Вот и наш капитан, безусловно, не будучи первопроходцем в этих местах, по пред­ ложению руководителей морской инспекции (тогда начальником был уже И. П. Ло­ патин) еще раз «спроведал», далеко ли на северо-восток оттягивается в июне кромка льдов. Как показало наше плавание, кромка при юго-восточных ветрах в последние 3—5 дней была сравнительно далеко. Мы прошли чисто. 9 июня ранним погожим утром «Сестрорецк» зашел в Кольский залив, а в 10 утра в соответствии с расписанием ошвартовался у пассажирского причала. Точные отходы—приходы, предусмотренные расписанием, были делом чести и особого шика капитанов пассажирского флота Мурманского пароходства. Разумеется, плавания пассажирских судов на местных линиях это не гонки ан­ глийских чайных клиперов второй половины XIX века, но капитаны и экипажи во все времена были верны безупречному выполнению профессионального долга. И в данном случае, вместе с капитаном, мы тоже были довольны успешным выполне­ нием первого Шпицбергенского рейса. Да и как может быть иначе —всем приятно: ко времени прихода судна на причале уже стоят автобусы, готовые принять 126 пас­ сажиров и доставить их в городские гостиницы. Тут же с приходом начинается выгрузка с судна багажа пассажиров для своевременной выдачи владельцам. Сло­ вом, на судне и на причале царит деловая активность и бодрое оживление. Ну, а у экипажа некоторая временная неопределенность. Поступила, правда, пока неофициальная, информация о том, что судну предстоит выполнить срочный вне- 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz