Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
себе факт водотечности в пассажирских помещениях был крайне неприятен. Пока мы с боцманом внимательно осматривали наиболее подозрительные углы и щели, через которые могла поступать вода, пассажирский помощник с санитарной сумкой через плечо и бортпроводницы общались с пассажирами. Судно прилично раскачивало, и главное беспокойство пассажиров сводилось к выяснению: сильный ли шторм, есть ли опасность для корабля и когда мы придем в Мурманск? Наши Петр Иннокентьевич и Анна Васильевна —старшая проводница — были спокойно-приветливы и оптимистичны. Им не составляло труда вселить в пассажиров полную уверенность в то, что в Мурманске будем точно по расписа нию. Пассажирский помощник раздавал страдающим «от морской болезни» какие- то таблетки, которые, по его горячим уверениям, помогают великолепно. Я думаю, что это был своего рода психологический ход, мастерски разыгранный нашим пас сажирским гением. Во всяком случае, пассажиры, особенно женщины, уверяли, что таблетки хорошо помогают. А объяснялось все значительно проще: ветер ослабевал и качка становилась меньше. Всех рассмешил один небольшой эпизод. Пассажир лежит на койке, смотрит на плещущуюся по палубе каюты воду и вдруг этак благодушно спрашивает у пасса жирского помощника: «А сколько лет вашему кораблю?». «В прошлом году было пятьдесят», —отвечает бодро Плюснин. Пассажир по молчал и спокойно, философски указав на воду, заметил: «Ну так все правильно, так и должно быть». Этот короткий диалог вдруг всех рассмешил. А пассажирский помощник и стар шая бортпроводница начали весело тормошить пассажиров, подгоняя их идти на обед в ресторан. Да, велика моральная поддержка судовой администрации, их вни мательное отношение к пассажирам. А летняя погода не заставила себя долго ждать, и вечернее солнце над горизонтом уже вовсю расцвечивало еще волнистое, но уже заметно успокаивающееся море. «Сестрорецк», увеличивая скорость до полной, бодренько бежал на юго-восток, плавно покачиваясь на остаточной морской зыби. Что касается работы судового ресторана на Шпицбергенской линии, то можно отметить, что питание было по тем временам превосходное. По крайней мере, раци он пассажиров был почти в три раза выше нормы для моряков. Пассажиры пита лись четыре раза в день в судовом ресторане, естественно, бесплатно. Для них было всё отдельно: продукты, повара и обслуживающий персонал. Только кондитерские изделия продавались в буфете ресторана. При плавании на Шпицберген алкоголь ные напитки в ресторане и буфете были категорически запрещены. Понятно, что при следовании судна в штормовых условиях около трети пасса жиров не появлялись в ресторане, несмотря на настойчивые приглашения обслу живающего персонала, тут дело понятное. В такой ситуации директор ресторана Василий Иванович Горбунов или его заместитель, очаровательная Надежда Влади мировна, волевым решением несколько «разнообразили» столовое довольствие моряков. Разумеется, все было совершенно законно и добровольно —не выбрасы вать же за борт уже приготовленные продукты. Главным действующим лицом в этих мероприятиях, как обычно, выступал боцман Евгений Терещенко —великий ини циатор и организатор добрых дел для экипажа. Впрочем, как бы то ни было, но я с удовольствием вспоминаю, что моряки всегда с добрым чувством, вниманием и уча стием относились к страдающим от качки пассажирам. А капитан Галкин упорно вел теплоход «восточным» вариантом, оставляя дале ко к западу остров Медвежий и окружающее его мелководье. Уже на дальних 259
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz