Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

себе факт водотечности в пассажирских помещениях был крайне неприятен. Пока мы с боцманом внимательно осматривали наиболее подозрительные углы и щели, через которые могла поступать вода, пассажирский помощник с санитарной сумкой через плечо и бортпроводницы общались с пассажирами. Судно прилично раскачивало, и главное беспокойство пассажиров сводилось к выяснению: сильный ли шторм, есть ли опасность для корабля и когда мы придем в Мурманск? Наши Петр Иннокентьевич и Анна Васильевна —старшая проводница — были спокойно-приветливы и оптимистичны. Им не составляло труда вселить в пассажиров полную уверенность в то, что в Мурманске будем точно по расписа­ нию. Пассажирский помощник раздавал страдающим «от морской болезни» какие- то таблетки, которые, по его горячим уверениям, помогают великолепно. Я думаю, что это был своего рода психологический ход, мастерски разыгранный нашим пас­ сажирским гением. Во всяком случае, пассажиры, особенно женщины, уверяли, что таблетки хорошо помогают. А объяснялось все значительно проще: ветер ослабевал и качка становилась меньше. Всех рассмешил один небольшой эпизод. Пассажир лежит на койке, смотрит на плещущуюся по палубе каюты воду и вдруг этак благодушно спрашивает у пасса­ жирского помощника: «А сколько лет вашему кораблю?». «В прошлом году было пятьдесят», —отвечает бодро Плюснин. Пассажир по­ молчал и спокойно, философски указав на воду, заметил: «Ну так все правильно, так и должно быть». Этот короткий диалог вдруг всех рассмешил. А пассажирский помощник и стар­ шая бортпроводница начали весело тормошить пассажиров, подгоняя их идти на обед в ресторан. Да, велика моральная поддержка судовой администрации, их вни­ мательное отношение к пассажирам. А летняя погода не заставила себя долго ждать, и вечернее солнце над горизонтом уже вовсю расцвечивало еще волнистое, но уже заметно успокаивающееся море. «Сестрорецк», увеличивая скорость до полной, бодренько бежал на юго-восток, плавно покачиваясь на остаточной морской зыби. Что касается работы судового ресторана на Шпицбергенской линии, то можно отметить, что питание было по тем временам превосходное. По крайней мере, раци­ он пассажиров был почти в три раза выше нормы для моряков. Пассажиры пита­ лись четыре раза в день в судовом ресторане, естественно, бесплатно. Для них было всё отдельно: продукты, повара и обслуживающий персонал. Только кондитерские изделия продавались в буфете ресторана. При плавании на Шпицберген алкоголь­ ные напитки в ресторане и буфете были категорически запрещены. Понятно, что при следовании судна в штормовых условиях около трети пасса­ жиров не появлялись в ресторане, несмотря на настойчивые приглашения обслу­ живающего персонала, тут дело понятное. В такой ситуации директор ресторана Василий Иванович Горбунов или его заместитель, очаровательная Надежда Влади­ мировна, волевым решением несколько «разнообразили» столовое довольствие моряков. Разумеется, все было совершенно законно и добровольно —не выбрасы­ вать же за борт уже приготовленные продукты. Главным действующим лицом в этих мероприятиях, как обычно, выступал боцман Евгений Терещенко —великий ини­ циатор и организатор добрых дел для экипажа. Впрочем, как бы то ни было, но я с удовольствием вспоминаю, что моряки всегда с добрым чувством, вниманием и уча­ стием относились к страдающим от качки пассажирам. А капитан Галкин упорно вел теплоход «восточным» вариантом, оставляя дале­ ко к западу остров Медвежий и окружающее его мелководье. Уже на дальних 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz