Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

быстро поворачивается, будто ждала вопроса и, посмотрев долгим, как мне пока­ залось, грустным взглядом, кратко отвечает: «Вас!». Я, неожиданно озадаченный, пробормотал что-то невпопад, вроде: «Спасибо, очень любезно с Вашей стороны, до свиданья!» и пошёл к трапу, так и не поняв, к кому относится это выразитель­ ное: «Вас» — персонально ко мне, старшему штурману, или к судну вообще. Для дальнейших объяснений не оставалось времени, да и место было явно непод­ ходящее. Осталось только добавить, что эта очаровательная «ждущая» каждый наш пос­ ледующий приход стояла на обычном месте, несколько в стороне от шумной толпы встречающих и приветственно, но очень сдержанно, будто опасаясь кого-то, подни­ мала руку. Затем, не дожидаясь спуска трапа и высадки прибывших «вербованных», быстро и легко ступая, уходила с причала, унося с собой загадочное «Вас!». А я про­ должал править нелёгкую стариомовскую службу: приход судна в порт —дело очень хлопотное. Тут не до романтических размышлений. А жаль, эх старпом... моряцкая душа! Мы вышли из залива Грён-Фьорд в устьевую часть Айс-Фьорда и пошли в Грен­ ландское море. Через пару часов впереди замаячила ледовая кромка прибрежной перемычки. Правда, с подходом выяснилось, что лед уже был сильно растянут пе­ решедшим на береговой и заметно усиливающимся ветром. «Сестрорецк», почти не снижая скорости, миновал это сравнительно «жидкое» ледовое кольцо и начал по­ степенно поворачивать влево, к югу. Засвежело, полетели на палубу водяные брызги с наветренного левого борта, хотя качка еще не ощущалась. Шпицберген своей могучей горной цепью пока до­ вольно надежно прикрывал нас. Миновав южную оконечность острова, капитан Галкин повел «Сестрорецк» нетрадиционным маршрутом на мыс Нордкап, а под­ вернул круче к юго-востоку с намерением оставить к западу Шпицбергенскую бан­ ку и остров Медвежий. Этот путь был немного короче, но имел и отрицательные аспекты: больше риска встретить кромку полярных льдов, затяжные туманы и срав­ нительно меньше изученные глубины. Я не очень понимал это необычное решение Максима Афанасьевича, но дискутировать не стал, будучи уверенным, что капитан непременно «раскроет карты». Вдобавок ко всему довольно резко задувал юго-вос- точный ветер. Появилась смешанная качка, судно стало принимать носом волну, немного упа­ ла скорость. А впрочем, была рабочая морская погода. Прошли сутки, изменения в погоде не произошло. А поворачивать под ветер западнее Медвежьего было уже поздно —мы сравнительно далеко забрались к востоку и приходилось лежать на прежнем курсе. Утром зашел встревоженный пассажирский помощник и доложил, что в пассажирское помещение третьего класса откуда-то поступает забортная вода, да и многих пассажиров укачало. Все это не было для меня большой неожиданнос­ тью. Я предложил Петру Иннокентьевичу пройтись по пассажирским помещениям с официальным обходом. В том рейсе у нас почему-то не было судового врача, и пассажирский помощник перед обходом закинул через плечо походную санитар­ ную сумку. Начали обход —старший помощник, за ним помощник по пассажирской части, боцман, старшая бортпроводница. Пошли осматривать пассажирские помещения, начиная с третьего класса. Впечатление было не из приятных. По палубам пасса­ жирских кают и коридору гуляла вода, правда, немного, и проводницы с уборщица­ ми быстро собирали небольшие лужицы в ведра, а затем сливали за борт. Но сам по 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz