Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

стройная и немного отчужденная. Эта таинственная «ждущая» особенно привлека­ ла и долго удерживала внимание старпома... Но это особая, глубоко личная исто­ рия. Как-нибудь расскажется, может быть... Вот и первый судовой гудок, через полчаса отход, начинается посадка. Все пас­ сажиры имеют персональные билеты, где указано, как, впрочем, и в поезде, кто в какой каюте и какое место занимает. И тем не менее, у трапа небольшая толкучка. Через 10—15 минут все уже разбежались по каютам, убедились, что все на месте, все совершенно подготовлено и возвращаются на верхнюю палубу, последние напут­ ствия, обещания писать, клятвы в вечной дружбе, ну все, что полагается в этой про­ щальной волнительной канители. Звучит второй гудок —до отхода 15 минут. Это уже дежурный сигнал, все четко разделились на отъезжающих и провожающих, потянулись последние минуты самые длинные и грустные, когда все сказано, все завершено. Наконец, в 6 часов вечера над заливом и поселком раздаются мощные судовые три гудка —отход. Команда стоит по местам швартовки, капитан и стар­ ший помощник —на мостике, обе машины готовы к работе. Да, поездной бригаде, безусловно, проще: время отхода пробило, поезд дрогнул, чуть дернулся и пошел... А на судне все значительно сложнее. Подаются и исполня­ ются одна за другой многочисленные команды с мостика на бак (носовую часть), на корму, к парадному трапу —все быстро и четко исполняется, а судно еще несколько минут стоит без движения. Напряжение на палубах и на причале снова усиливает­ ся, опять напутствия, пожелания, прощальные вскрики, непроизвольные движения у самой кромки причала. Вот заработали машины, и судно плавно начинает «отва­ ливать» от причальной стенки. Начинается ник прощального процесса: с причала на судно летят традиционные (на память ) береты, кепки, фуражки. На причале в пер­ вой шеренге «разгоряченные» прощанием шахтеры. Уже полетели в сторону судна наспех сдернутые свитера, куртки, даже ботинки. Борт судна все далее отходит от причала —последние сувениры уже часто не долетают на палубу и падают в воду. Вот один особенно возбужденный молодец резко срывает с себя морской бушлат и, лихо размахнувшись, изо всех сил бросает его в сторону судна, но не удержался и полетел вслед за бушлатом... с причала в воду! На судне немедленная реакция: «Тревога! Человек за бортом, шлюпку к спус­ ку! ». Но береговая портовая служба тоже готова к спасанию —есть опыт! С причала в воду летит спасательный круг с линем и падает прямо на «утопающего», хоро­ шенько приложившись кромкой к его голове (шанс поумнеть!). Затем опускают попавшую под руки веревочную лесенку, и через считанные минуты незадачливый гуляка уже оказывается в руках спасателей. Он, я думаю, на сегодня «звезда посел­ ка» и законно получит добрую чарку «для сугрева и настроения». А «Сестрорецк» уже начинает разворот на выход из фьорда —отбой тревоги, все в исходное положение: «До свидания, Шпицберген, примерно через месяц мы снова придем сюда». Толпа провожающих на причале постепенно редеет. Вот и «ждущая», будто украдкой подняв руку в прощальном приветствии, быстро и гра­ циозно пошла с причала. Я не упомянул о никем, наверное, не замеченном нашем кратком свидании. Уже перед самым отходом, спустившись по трапу, я прошелся по причалу, осматривая внешний вид теплохода: не висят ли где-нибудь концы с борта или другие какие непотребные вещи, в укор респектабельному старпому. Возвращаясь на судно, я медленно прохожу мимо этой женщины и неожидан­ но для себя как бы мимоходом спрашиваю: «Вы тоже кого-то провожаете?». Она 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz