Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
действительными только здесь, денежными знаками. Добавим, что продовольствен ные товары и особенно промышленные были в основном импортные и, как прави ло, отличного качества. Надо ли говорить, что в столовой нас, одетых, естественно, в морские формен ные костюмы, встречали как самых дорогих гостей. Питание в столовых на Шпиц бергене в те времена (точнее, во все времена их существования) было отличное. Наши добровольные спутники угощали нас чисто по-русски радушно и хлебосольно. На специальных широких столах были различные салаты и холодные закуски, затем на выбор два- гри первых блюда, на второе тоже предлагалось два-три, после чего угощали по желанию: компот, соки, чай или кофе со свежей выпечкой. Хозяева стара лись изо всех сил, и мы, пробыв в столовой в тесном окружении замечательно добрых, приветливых людей значительно более часа, выбрались изрядно отяжелевшими. Поспешу добавить, что здесь относительно спиртного не было даже упоминания. А вечером теплоход «Сестрорецк» снялся из Пирамиды в Баренцбург, приняв на борт около сорока пассажиров, отправлявшихся на Родину. Начался наш обрат ный рейс Пирамида—Баренцбург—Мурманск. При этом всегда очень живо вспоми наются слова замечательной песни в исполнении Эдуарда Хиля: «Как провожают пароходы... совсем не так, как поезда!..». Ритуал проводов пассажирского судна из портов Шпицбергена это особое, очень знаменательное для всех событие. Особенно это проявляется в Баренцбурге. Предотъездный ажиотаж начинается с утра. При бывают машины, загруженные «юшарами», естественно, в сопровождении хозяев. Что это за понятие такое —«юшар»? Это давняя традиция. Еще в довоенные годы Шпицбергенскую линию обслуживал старенький заслуженный пароход «Юшар» (от сокращения Югорский Шар —пролив, отделяющий остров Вайгач от материка между Баренцевым и Карским морями). Отъезжавшие тогда на родину горняки укладывали все свои пожитки в специально сколоченные деревянные ящики, кото рые и грузились на пароход «Юшар». Поэтому все эти ящики с вещами удобства ради называли просто «юшары», то есть домашние вещи. Пароход «Юшар» уже давно ушел «в мир иной», на иголки. А вот общее название багажных сундуков- ящиков —«юшары» осталось до наших дней. Вот первые грузовики с «юшарами» подходят к борту —начинается погрузка. Все чаще на борту появляются в одиночку и группами будущие пассажиры по поводу и без. Просто от предотъездного настроения, от желания как-то убить мед ленно текущее время. К вечеру общее напряжение на берегу нарастает. Уже появи лись на причале первые группы провожающих. Сухой закон существует, но первые «навеселе» то тут, то там начинают «выступать». Настроение среди населения неоднозначно. Те, кто уезжает сегодня, изнывают от радостного предчувствия: скоро на Большой земле, дома! Теперь, в разгар лета, после трех нелегких зимовок на угрюмом арктическом архипелаге понятны вопро сы к морякам: скоро ли поедем? А далее «волна» будущих пассажиров, которым предстоит уезжать следующими рейсами. Они, естественно, заручились персональ ными клятвенными обещаниями «пассажирского капитана» Плюснина, что он непременно за ними придет —«как только!». А у кого впереди еще зимовка, две и даже три, разумеется, настроены чуть груст но: «На Шпице хорошо... а в Донбассе и Подмосковье, конечно, лучше!». Но вот погрузка различных попутных грузов и «юшаров» закончена. Толпа на причале — не протолкнуться, весь поселок тут. Несколько в стороне, как сказал бы Александр Блок, «...всегда без спутников, одна!..», стоит молодая женщина, величаво статная, 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz