Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

действительными только здесь, денежными знаками. Добавим, что продовольствен­ ные товары и особенно промышленные были в основном импортные и, как прави­ ло, отличного качества. Надо ли говорить, что в столовой нас, одетых, естественно, в морские формен­ ные костюмы, встречали как самых дорогих гостей. Питание в столовых на Шпиц­ бергене в те времена (точнее, во все времена их существования) было отличное. Наши добровольные спутники угощали нас чисто по-русски радушно и хлебосольно. На специальных широких столах были различные салаты и холодные закуски, затем на выбор два- гри первых блюда, на второе тоже предлагалось два-три, после чего угощали по желанию: компот, соки, чай или кофе со свежей выпечкой. Хозяева стара­ лись изо всех сил, и мы, пробыв в столовой в тесном окружении замечательно добрых, приветливых людей значительно более часа, выбрались изрядно отяжелевшими. Поспешу добавить, что здесь относительно спиртного не было даже упоминания. А вечером теплоход «Сестрорецк» снялся из Пирамиды в Баренцбург, приняв на борт около сорока пассажиров, отправлявшихся на Родину. Начался наш обрат­ ный рейс Пирамида—Баренцбург—Мурманск. При этом всегда очень живо вспоми­ наются слова замечательной песни в исполнении Эдуарда Хиля: «Как провожают пароходы... совсем не так, как поезда!..». Ритуал проводов пассажирского судна из портов Шпицбергена это особое, очень знаменательное для всех событие. Особенно это проявляется в Баренцбурге. Предотъездный ажиотаж начинается с утра. При­ бывают машины, загруженные «юшарами», естественно, в сопровождении хозяев. Что это за понятие такое —«юшар»? Это давняя традиция. Еще в довоенные годы Шпицбергенскую линию обслуживал старенький заслуженный пароход «Юшар» (от сокращения Югорский Шар —пролив, отделяющий остров Вайгач от материка между Баренцевым и Карским морями). Отъезжавшие тогда на родину горняки укладывали все свои пожитки в специально сколоченные деревянные ящики, кото­ рые и грузились на пароход «Юшар». Поэтому все эти ящики с вещами удобства ради называли просто «юшары», то есть домашние вещи. Пароход «Юшар» уже давно ушел «в мир иной», на иголки. А вот общее название багажных сундуков- ящиков —«юшары» осталось до наших дней. Вот первые грузовики с «юшарами» подходят к борту —начинается погрузка. Все чаще на борту появляются в одиночку и группами будущие пассажиры по поводу и без. Просто от предотъездного настроения, от желания как-то убить мед­ ленно текущее время. К вечеру общее напряжение на берегу нарастает. Уже появи­ лись на причале первые группы провожающих. Сухой закон существует, но первые «навеселе» то тут, то там начинают «выступать». Настроение среди населения неоднозначно. Те, кто уезжает сегодня, изнывают от радостного предчувствия: скоро на Большой земле, дома! Теперь, в разгар лета, после трех нелегких зимовок на угрюмом арктическом архипелаге понятны вопро­ сы к морякам: скоро ли поедем? А далее «волна» будущих пассажиров, которым предстоит уезжать следующими рейсами. Они, естественно, заручились персональ­ ными клятвенными обещаниями «пассажирского капитана» Плюснина, что он непременно за ними придет —«как только!». А у кого впереди еще зимовка, две и даже три, разумеется, настроены чуть груст­ но: «На Шпице хорошо... а в Донбассе и Подмосковье, конечно, лучше!». Но вот погрузка различных попутных грузов и «юшаров» закончена. Толпа на причале — не протолкнуться, весь поселок тут. Несколько в стороне, как сказал бы Александр Блок, «...всегда без спутников, одна!..», стоит молодая женщина, величаво статная, 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz