Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

около берегов наблюдаются плавающие льдины. Кроме того, тут довольно силь­ ные и изменчивые течения. Пассажиры гуляют по верхней палубе. Уже к вечеру стала ощущаться заметная зыбь, судно покачивается, вычерчивая бесконечную нить кильватерной струи. Незаходящее заполярное солнце медленно, почти не снижаясь к горизонту, освещает чудесными цветами водную гладь. Только у самого горизонта, как бы клубясь, проявляются белоснежные облака. И никому не хочется уходить с прогу­ лочных палуб. Особенно очаровывает морская благодать людей, впервые оказав­ шихся на безбрежных просторах в отличную, очень своеобразную арктическую по­ году. Иногда в таких погодных условиях вдруг появляются изумительной красоты несуществующие острова, горные цепи и даже корабли с невероятными, направ­ ленными вниз мачтами. Все это в летнее время далеко не редкость. У нас в этом рейсе тоже проявилось одно такое удивительное явление. Ранним утром мы вдруг отчетливо увидели над пронзительно резким горизонтом южный берег острова Шпицберген —мыс Сёркап. Капитан Галкин долгое недоверием всмат­ ривался... «вроде как» знакомые очертания берегов. Но все мои попытки (я на вахте с 4 до 8 часов утра) «поймать» эхосигнал на экране радиолокатора с 50-мильной шкалой успеха не имели, о чем я докладывал капитану. Кроме того, если верить счислению пути судна, а не верить у нас не было оснований, до мыса Сёркап было около 80 миль! И все же —впоследствии мы в этом убедились —перед нами был реальный Шпицберген. А нам пришлось идти до его траверза еще почти две четырехчасовые вахты — это более 80 миль! Берега периодически, то медленно размывались, то появлялись вновь. И самое любопытное, когда до берега оставалось миль 10—12, небо начало затягивать облаками и южный мыс Шпицбергена пропал из визуальной видимос­ ти. И опять —всё как всегда: «...за бортом вода солёная, а на локаторах тоска зелё­ ная!» —негромко «мурлычет» вахтенный штурман. Но нынче, извините, несколько по-иному —высокие скалистые берега Шпицбергена уже четко вырисовываются на экране радиолокационной станции (РЛС). Кстати, море Баренца тоже было сравнительно оживленно. Нередко появлялись темные силуэты страшных арктических хищников —полярных акул, быстро сколь­ зивших почти на поверхности моря. Встретилось довольно большое стадо белух. Они, вероятно, кормились рыбой на мелководном «языке» юго-западнее острова Медвежий. И великое множество морских птиц —от «зуйков» и крачек до огром­ ных поморников. В начале третьих суток со времени выхода из Мурманска, уже на дальних под­ ходах с запада к заливу Айс-Фьорд, встретили довольно плотную кромку арктиче­ ских льдов. Это для нас, впрочем, не было неожиданностью. Уменьшили ход до малого, вошли в ледовую кромку, но скоро движение вперед застопорилось. Очень плотная полоса встретилась —крепкий, крупнобитый лед. И ветер, хотя и не силь­ ный, но западный, поджимает ледовую массу к берегу. Пришлось выйти из окружения тяжелых сморозей и лечь в дрейф, подождать улучшения ледовой обстановки. А погода в общем-то благоприятная: маловетрие, солнечно, видимость отличная, правда, прохладно, всего плюс 3—5 градусов. Да, первый Шпицбергенский рейс в летнюю навигацию для наших пассажиров —на­ стоящая экзотика. Чудесные теплые дни в Мурманске, великолепная погода на пе­ реходе морем. Круглые сутки висит над морскими просторами огненный шар неза­ ходящего солнца. Шахтеры из Донбасса и Подмосковья, в подавляющем болыпин- 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz