Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
В восемь часов вечера пассажиры и экипаж на борту, все дела с берегом законче ны. Палубная команда —по местам швартовки. Капитаны пассажирских судов ни когда не пользовались услугами лоцманов и помощью буксиров, всегда управля лись сами. И наш Максим Афанасьевич в безупречном форменном костюме и со лидной капитанской фуражке не спеша вышагивает по мостику. На причале остались провожающие, в их числе и мои дорогие жена и сын. Время! Звучат команды с мостика: «Убрать трап, отдавать швартовы!». Три прощальных гудка и «Сестрорецк» легко пошел от причала на рейд, разворачива ясь на выход из залива. Начальник судовой радиостанции Альберт Периков на по сту, звучит традиционно отходная морская песня: «... летят белокрылые чайки...!». Торжественная мелодия плывет в вечерней тишине. Начался наш первый рейс на Шпицберген в 1962 году. На верхних прогулочных палубах судна весёлое оживление. Все пассажиры на верху. Они понимают, что расстаются с родной землей на три долгих года. Однако настроение отъезжающих приподнятое —всё способствует этому: отличная погода, напутствия и теплые пожелания провожающих, выход в плавание, приятная музыка. Теплоход выходит на рекомендованный курс, увеличивает ход. По правому борту проплывает родной город, еще поворот и залив распахивается широким средним коленом. Что ни говори, а природа Заполярья редко бывает так щедра в первые дни июня. Вот открывается еще один замечательно красивый северный город Северо морск, главная база Краснознаменного Северного флота. Тут все строже, сдержан нее, настороженнее. На рейде тяжело осели в воду бронированные громады крейсе ров, стоявшие на швартовных бочках. У причалов застыли военные корабли рангом ниже —эти стоят по несколько корпусов. Город-моряк, воин, бессменный часовой. Прошли остров Сальный, плавно легли в развороте на Кольские входные ство ры. А впереди под разноцветными лучами уже низко плывущего над горизонтом незаходящего солнца раскинулось безбрежными просторами Баренцево море. Какое великолепное зрелище: штилевая сверкающая гладь морской воды, высокие прибрежные, будто чуть дрожащие в солнечном мареве скалистые берега Кольско го залива. Еще полчаса и мы выходим из залива в море. Приходят на память слова хорошей лирической песни: «... море Баренца, что не спишь всю ночь до утра? И тебе, видать, тоже нравятся заполярные вечера!». Да, не спит море Баренца, ласково принимает в свои просторы старого доброго знакомого, элегантный пассажирский теплоход «Сестрорецк». «Боцман, крепить якоря по-походному, осмотреть палубы, подвахте —отды хать» —звучит с мостика распоряжение вахтенного штурмана. Машины переведе ны в морской режим. Легли на курс 315 градусов вдоль Мурманского побережья. Пошла чуть заметная встречная зыбь, судно степенно и размеренно кланяется морю, солнцу, великому водному простору. Верхние палубы постепенно пустеют. Сборы, хлопоты, волнения отходного дня способны сморить самых восторженных поклон ников морской романтики. Стало заметно прохладнее —Баренцево море и летом полярное, студеное. Только чайки, вечные спутницы моряков, сопровождают суд но, резко и беспокойно кричат за кормой. И все же лето и в Заполярье лето. По крайней мере, в этом первом Шпицбер генском рейсе погода благоприятствовала на всем переходе. В следующий пол день далеко к северо-востоку открылся одинокий неприветливый остров Медве жий. Над ним всегда, даже в летние дни, висят тяжелые темные облака, а нередко 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz