Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

шустрые и пронырливые «возникали» даже в службе мореплавания —всякое быва­ ло. Но верно одно: прав Борис Константинович: «Мы все вышли из пассажирского флота!». В шестидесятые годы прошлого века в составе флота Мурманского морского пароходства работали от шести до восьми пассажирских и грузо-пассажирских судов: «Сестрорецк», «Вологда», «Державин», «Илья Репин» «Кола», «Тулома». Это был активный флот, перевозивший тысячи пассажиров по всем линиям Мурман­ ского и Терского побережья, па острова Шпицберген и Диксон в период летних арктических навигаций, на линии Мурманск—Архангельск, на международных линиях, в частности, на Кубинском направлении Рига—Гавана. Какие достойные капитаны водили эти очень популярные в те годы пассажир­ ские корабли: М. А. Галкин, А. В. Алексеев, И. П. Мещеряков, М. Г. Каск, В. Т. По- танчук, В. И. Игаун, П. А. Котомкин. Отважные, беззаветно преданные своему делу, опытные профессионалы. И отнюдь не случайно в течение десятилетий пассажир­ ский флот иод командой этих замечательных капитанов, работая в сложных, порою экстремальных условиях, особенно в зимний период, в полярную ночь, не имел ни одной более-менее крупной аварии. В начале апреля 1962 года теплоход «Сестрорецк» был поставлен в плановый преднавигационный ремонт на Мурманском судоремонтном заводе. Ему исполни­ лось пятьдесят лет. Время изрядно потрепало его. И если бы не отличная корпусная сталь, да не обстоятельные капитальный ремонт и полная реконструкция в 1956 году, «Сестрорецк» давно был бы списан на металлолом. Ему повезло. Сейчас более всего требовались докование и ремонт пассажирских помещений. Самая острая «головная боль» для старпома при доковании были четыреста балла­ стных чугунных чушек, уложенных много лет назад в днищевых шпациях для обес­ печения надлежащей остойчивости корабля. Собственно, дело было не в самих чуш­ ках, а в состоянии днищевых листов, на которых они лежали. Первое решение Реги­ стра: чушки убрать, листы обшивки зачистить и сделать контрольные сверления в них. Вытащить четыреста чушек вручную из междудонных отсеков —дело немыс­ лимое. Договорились вытащить часть чушек выборочно. Так была решена эта не­ легкая задача. Вторая проблема —ремонт пассажирских кают. Дело в том, что первоклассные двухместные каюты были в свое время замечательно отделаны ценными породами дерева, имели раздвижные столики над раковинами умывальников, цветной лино­ леум, бронзовые плафоны светильников. Понятно, что кроме клееной фанеры да оцинкованного железа столярный цех МСРЗ ничего предложить не мог. Да и мас- тера-судоремонтники не отличались высокой квалификацией. И немало «сломали копий» при решении различных больших и малых проблем ваш покорный слуга, бывший тогда старпомом, старший механик судна Анатолий Ушаков и прораб заво­ да Андрей Иванович Тумпаров —известный директор завода Атомфлот, почетный гражданин Мурманска —ныне, к сожалению, покойный. Но всему приходит конец. И время нашего ремонта тоже неумолимо подходило к завершающему этапу. Пора все собирать и ставить по своим местам. Ремонт ока­ зался продолжительным и чрезмерно трудным для коллектива сравнительного сла­ бого тогда МСРЗ и судового экипажа. Предстояло предъявить судно на класс Реги­ стру. А предъявлять пятидесятилетнего ветерана —дело малоприятное. Поэтому в последние майские дни не только старший помощник и все механики, но и младшие 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz