Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

пассажирского потока по мере захода судна в 10—12, иногда 14 портопунктов от Мурманска до Иоканги и обратно, особенно в тяжелых зимних условиях со штор­ мами, туманами, снегопадами и бесконечной темно-серой мглой полярной ночи. Плавание вдоль угрюмых скалистых берегов, заходы, буквально «влезания» в эти бухты, заливы, губы, причем строго в соответствии с жестким пассажирским расписанием, изматывали судоводителей, особенно капитана, пассажирского и вто­ рого помощника до предела. Я до сих пор храню в памяти почти фантастическое видение. Еще в бытность вторым штурманом поднимаюсь в полночь на мостик для вступления на ходовую «собачью» вахту с ноля часов и наблюдаю: в штурманской рубке на маленьком диванчике скрючился капитан Галкин, накрывшись меховым пальто (холодно, зима!), а на палубе рядом с этим диванчиком на меховом тулупе, накрывшись полушубком, прикорнул пассажирский помощник капитана Плюснин. Два этих истинных моряка и чрезвычайно ответственных за дело командира почти весь рейс туда и обратно вот так «выкраивают» для отдыха урывками час— два, а иногда и того не получается. И мы, вахтенные штурмана и матросы, всегда проходили, а точнее «прошмыгивали» через штурманскую, боясь нарушить крат­ кий отдых этих двух главных «страдальцев». Потому как минут через сорок или через час вахтенный помощник уже громко объявит: «Летинский на траверзе» или «К Лодейному подходим, Максим Афанасьевич». Спали ли Максим Афанасьевич и Петр Иннокентьевич или дремали одним глазом, но повторяться с докладом никогда не приходилось —оба энергично поднимаются, встряхиваются и... готовы: капитан выходит в рулевую рубку или на крыло мостика и зорко окидывает взглядом обстановку, а пассажирский «ныряет вниз», у него там свое хозяйство —предупредить пассажиров о подходе, проверить готовность кают к приему новых, попутно проконтролировать службу проводниц. Мой старый добрый друг и коллега капитан-наставник Борис Константинович Хлебников любил повторять: «Мы все (капитаны) вышли из пассажирского флота!». Наш «Мудрейший», как мы его любовно звали, был и тут совершенно прав. В те далекие времена конца сороковых —начала шестидесятых действительно все так и происходило. Начинающие судоводители, прибывая по распределению к месту своей буду­ щей службы, в частности, в Мурманское пароходство, на первых порах не имели визы. Причины бывали разные: комиссия не успела оформить, что-то в представ­ ленных на визирование документах не складывалось, а нередко и обычная бюрок­ ратическая волокита кадровиков на разных уровнях: в училищах, пароходстве, ми­ нистерстве. И подавляющее большинство молодых штурманов «еще не дальнего (загранич­ ного!) плавания» назначались на пассажирские суда, а также на ледоколы третьи­ ми, четвертыми, а бывало, и пассажирскими помощниками капитанов. Тут следует подметить, что многие молодые, порою очень пылкие и амбициозные, мореплавате- ли-романтики получали хорошую моряцкую обкатку и реальные представления о настоящей морской службе. Ну а далее... как морская судьба распорядится. Некоторые «прирастали» к пас­ сажирскому флоту и со временем становились достойными капитанами. Другие, поработав года два-три, уже с приличным практическим опытом получали назначе­ ния на транспортные суда заграничного плавания. Иные же какими-то неведомы­ ми путями оказывались вдруг в отделе кадров, в службе эксплуатации, а наиболее 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz