Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

И несколько слов в продолжение темы. Во-первых, теперь можно толковать об этой операции так и сяк, рассуждая про безопасность, обращение с женщинами и детьми (как можно...) и прочее. Но в тех условиях, более 40 лет назад, у нас порою просто не было другого выхода. Не возить же пассажиров неделями туда —обратно. И повторюсь, мы были уверены в своих силах и выполняли подобные операции профессионально и расчетливо. И, во-вторых, свидетельствую, что за весь период моей непродолжительной, около трех лет, работы на теплоходе «Сестрорецк» у нас не было ни одного даже малого чрезвычайного случая с пассажирами, хотя бывали и весьма суровые ситуации, особенно зимой в условиях полярной ночи и частых штормов. Следующий портопункт —Восточный Кильдин. Это становище тихое, закрытое, тут, как правило, отстаиваются в штормовые погоды небольшие промысловые суда да проводятся всевозможные передаточные операции между судами: топливо, продо­ вольствие, пресная вода, смена моряков. Здесь между Западным и Восточным Киль- дином переход небольшой, но довольно сложный, потому что судно должно пройти самую узкую часть салмы, да ещё с поворотом у островка Малый Кильдин. У Восточного Кильдина пассажирские суда становятся около мыса Могильный недалеко от берега, и высадка-посадка пассажиров проводится рейдовым катером. После обслуживания кильдинских поселков пассажирское судно заходит в Тери- берскую губу и становится на якорь на рейде у мыса Лодейный. Этот портопункт и соседствующие поселки Териберка и Лодейное в шестидесятые годы были доволь­ но крупными населенными пунктами. Они считались основными в перечне заходов пассажирских судов. Тогда ещё не было приличной сухопутной трассы из Мурман­ ска, поэтому все грузы и пассажиры отправлялись сюда морем. Стоянка на рейде у Лодейного была неспокойна, потому что губа Териберская довольно обширна, открыта северо-западным ветрам, и сюда заходит крупная мор­ ская волна, а укрыться практически негде. Другое неудобство —большие глубины (60 метров и более) на месте якорной стоянки. А работ здесь почти всегда было мно­ го —сравнительно большие партии грузов, как правило, много пассажиров туда и обратно. Транспортные средства —катер да дора. А до поселка Териберка сравнительно далеко. Да и заходы—выходы туда возможны только на приливах. Всё это часто за­ трудняет и затягивает по времени погрузо-разгрузочные операции. Одна из таких стоянок в декабре 1962 года едва не закончилась для «Сестрорецка» большой ава­ рией, если не кораблекрушением. Дело в том, что при очередной стоянке судна нео­ жиданно навалился тяжелейший, жестокий шторм от северо-запада с переходом к северу. Прогнозы в те времена были ещё не на должном уровне, и капитаны часто полагались на местные признаки да на собственную интуицию. Да и что там можно прогнозировать в декабре: сплошная ночь, циклоны идут почти без перерывов, один глубже другого. Всё началось около полуночи. Ветер, быстро и резко крепчая, достиг ураганной силы, усилились продолжительные снежные заряды. Якорь перестал держать, пополз по грунту. Судно стало дрейфовать к берегу —высокому, скалистому барь­ еру. Потравили якорную цепь —бесполезно, отдали второй якорь. Машина работа­ ет на передний ход —никакого эффекта. Якоря скользят по каменистому грунту. Изредка судно задерживается, но после очередного дикого порыва ветра якоря сно­ ва ползут по дну. 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz