Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
И несколько слов в продолжение темы. Во-первых, теперь можно толковать об этой операции так и сяк, рассуждая про безопасность, обращение с женщинами и детьми (как можно...) и прочее. Но в тех условиях, более 40 лет назад, у нас порою просто не было другого выхода. Не возить же пассажиров неделями туда —обратно. И повторюсь, мы были уверены в своих силах и выполняли подобные операции профессионально и расчетливо. И, во-вторых, свидетельствую, что за весь период моей непродолжительной, около трех лет, работы на теплоходе «Сестрорецк» у нас не было ни одного даже малого чрезвычайного случая с пассажирами, хотя бывали и весьма суровые ситуации, особенно зимой в условиях полярной ночи и частых штормов. Следующий портопункт —Восточный Кильдин. Это становище тихое, закрытое, тут, как правило, отстаиваются в штормовые погоды небольшие промысловые суда да проводятся всевозможные передаточные операции между судами: топливо, продо вольствие, пресная вода, смена моряков. Здесь между Западным и Восточным Киль- дином переход небольшой, но довольно сложный, потому что судно должно пройти самую узкую часть салмы, да ещё с поворотом у островка Малый Кильдин. У Восточного Кильдина пассажирские суда становятся около мыса Могильный недалеко от берега, и высадка-посадка пассажиров проводится рейдовым катером. После обслуживания кильдинских поселков пассажирское судно заходит в Тери- берскую губу и становится на якорь на рейде у мыса Лодейный. Этот портопункт и соседствующие поселки Териберка и Лодейное в шестидесятые годы были доволь но крупными населенными пунктами. Они считались основными в перечне заходов пассажирских судов. Тогда ещё не было приличной сухопутной трассы из Мурман ска, поэтому все грузы и пассажиры отправлялись сюда морем. Стоянка на рейде у Лодейного была неспокойна, потому что губа Териберская довольно обширна, открыта северо-западным ветрам, и сюда заходит крупная мор ская волна, а укрыться практически негде. Другое неудобство —большие глубины (60 метров и более) на месте якорной стоянки. А работ здесь почти всегда было мно го —сравнительно большие партии грузов, как правило, много пассажиров туда и обратно. Транспортные средства —катер да дора. А до поселка Териберка сравнительно далеко. Да и заходы—выходы туда возможны только на приливах. Всё это часто за трудняет и затягивает по времени погрузо-разгрузочные операции. Одна из таких стоянок в декабре 1962 года едва не закончилась для «Сестрорецка» большой ава рией, если не кораблекрушением. Дело в том, что при очередной стоянке судна нео жиданно навалился тяжелейший, жестокий шторм от северо-запада с переходом к северу. Прогнозы в те времена были ещё не на должном уровне, и капитаны часто полагались на местные признаки да на собственную интуицию. Да и что там можно прогнозировать в декабре: сплошная ночь, циклоны идут почти без перерывов, один глубже другого. Всё началось около полуночи. Ветер, быстро и резко крепчая, достиг ураганной силы, усилились продолжительные снежные заряды. Якорь перестал держать, пополз по грунту. Судно стало дрейфовать к берегу —высокому, скалистому барь еру. Потравили якорную цепь —бесполезно, отдали второй якорь. Машина работа ет на передний ход —никакого эффекта. Якоря скользят по каменистому грунту. Изредка судно задерживается, но после очередного дикого порыва ветра якоря сно ва ползут по дну. 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz