Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

еще не работал вторым, точнее, работал немного, но на «Ф. Литке», а там нет обязанностей грузового. Там у второго —карты и навигационные пособия. Капитан весело рассмеялся и в свойственной ему шутливой манере заявил: «А ничего, раз-другой уп­ латишь за недостачи грузов и научишься!». Вот с та­ ким напутствием капитана я и принялся за дело. Кстати, мой коллега Борис Наумов, тут же ругнув меня по-дружески за задержку, положил передо мной уже готовый акт приема-передачи дел, поблагодарил за выручку, пожал руку, схватил сумку и... его поезд уходил через полчаса. «Сестрорецк»! Старый, заслуженный ветеран пассажирского флота. К тому времени ему уже было без одного года пятьдесят! Он был построен в 1912 году и много лет работал на известной и весьма пре­ стижной пассажирской линии Балтика—Лондон. Уже после войны пароход пере­ оборудовали, капитально отремонтировали и стал он солидным, даже изящным теплоходом. Реконструкцию судна провели кораблестроители немецкого Висмара. В Мурманск «Сестрорецк» пришел после переоборудования в 1956 году. Его пассажировместимость составляла 138 человек. Пассажирские помещения делились на три класса: одноместные каюты первого класса, двухместные —второго и третий класс —четырехместные. Дополняла пассажирские помещения хорошо оборудо­ ванная каюта матери и ребенка. На судне был небольшой, но великолепно отделан­ ный и оборудованный ресторан. Внутренняя отделка первоклассных кают, салона, ресторана, коридоров, трапов, переходов смотрелась прекрасно. Судно имело два небольших грузовых трюма. Грузоподъемность оценивалась в 250 тонн. Силовая установка состояла из двух двигателей по 800 лошадиных сил каждый, работавших через гидромуфту на один гребной винт. Несмотря на преклонный возраст, теплоход «Сестрорецк» выглядел вполне современным суд­ ном. А, впрочем, официальный возраст для него был довольно относителен. Ведь при реконструкции и переоборудовании в 1956 году от старого парохода оставалась прежней лишь стальная «коробка» корпуса да название. Ну, это краткие воспоминания, а нынче, в 18.00, судно отправлялось в очеред­ ной рейс по расписанию. Это была восточная пассажирская линия: Мурманск—Се­ вероморск—Губа Кислая—Западный Кильдин—Восточный Кильдин—Териберка— губа Ярнышная—Захребетное—Рында—остров Харлов—Дроздовка—Иоканга. Затем обратные заходы (при наличии пассажиров) до Мурманска. Груз около 150 тонн, самый разнообразный —от мотоциклов и кроватей до фруктов и различ­ ных винно-водочных изделий. На грузо-пассажирском судне, как правило, всеми вопросами перевозки пассажиров ведает помощник капитана по пассажирской час­ ти с обслуживающим персоналом, а грузовыми операциями под контролем второго помощника капитана занимался трюмный матрос. Он руководил размещением и укладкой груза по трюмам, а также выдачей его получателям во всех портопунктах, куда заходило судно. На «Сестрорецке» моим помощником по грузовым делам был матрос Петр Бры- кайло. Отличный моряк, симпатичный парень богатырского сложения, добродуш- М. А. Галкин 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz