Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

рвный озноб. Океанский зимний шторм в Северной Атлантике это очень тяжелое испытание на прочность для любого моряка. Ну кому что суждено. В заключение добавлю, что капитан однотипного с нашим теплохода «Бухтар- ма», шедшего на трое суток позади нас, Вениамин Тырлов —опытный, бывалый мо­ ряк и добрый, жизнерадостный человек, позднее с весёлым юмором рассказывал, что на том тяжелом переходе он пытался хотя бы чуть-чуть уснуть и устроился... в ванне! Весело смеясь, Вениамин Александрович вспоминал: «Сначала в ванне уютно и спо­ койно, но более 15—20 минут не выдержать — очень жёстко!». Кстати, Тырлов, заручившись поддержкой других капитанов, обращался к руководству пароходства с предложением об отмене зимних плаваний на Канаду судов типа «Повенец». Пред­ ложение капитанов было вполне резонно и обосновано —суда и их экипажи неред­ ко подвергались неоправданному риску, особенно при перевозке грузов, имеющих опасную тенденцию к смещению при чрезвычайной качке в шторм. Однако глав­ ные «флотоводцы» приняли решение об этом только в начале восьмидесятых годов, когда суда, практически, уже отработали свои сроки эксплуатации. Пассажирский флот на Мурмане Е сли заглянуть в сравнительно недалекое прошлое Мурманского пассажирского флота, то можно уверенно сказать, что по-настоящему он сформировался на регулярной основе лишь в 1936 году. Для обслуживания грузо-пассажирской линии Мурманск—Мотовский залив и восточной: Мурманск—Иоканга с заходами в промежуточные пункты, а также линии Терского побережья —до Кандалакши из Северного морского пароходства были переданы в Мурманск грузо-пассажирские пароходы «Сосновец», «Ястреб», «Поморье» и грузовой пароход «Софья Перов­ ская». Работали на зимней линии Мурманского побережья также транспортные суда «Рошаль», «Пролетарий», «Юшар» и другие. В течение пяти лет до начала Великой Отечественной войны эти суда, перешедшие в созданное в 1939 году Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство, успешно и ста­ бильно поддерживали пассажирские перевозки. В своё время мне довелось работать на одном из известных и достойных кораб­ лей —ветеранов пассажирского флота на Мурмане. Это было в 1961 году. Получив в отделе кадров пароходства направление вторым штурманом на теплоход «Сест- рорецк», я направился к новому месту службы. Судно стояло у причала №3 Мур­ манского порта, готовое к погрузке генерального груза. На причале размещался обширный склад, где собирались и хранились грузы для портопунктов Мурман­ ского побережья и в летний период для Шпицбергена. Судя по всему, капитан теплохода М. А. Галкин был уже информирован о на­ значении нового второго помощника и радушно принял меня в своей каюте. Он уса­ дил меня в кресло и с интересом расспрашивал о моей предыдущей службе после того, как мы с ним расстались, работая одно время на ледорезе «Ф. Литке» (в 1953— 1954 годах), где он был старшим помощником капитана, а я матросом. Беседовали сравнительно долго и приятно. Он, естественно, выразил удовлетворение нашей встречей и надеждой на успехи в предстоящей работе. Я искренне выразил сомне­ ние, смогу ли хорошо справляться с обязанностями грузового помощника. Ведь я 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz