Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Как выяснилось позднее, смещение груза в трюме оказалось неугрожающим. Просто несколько сорвавшихся с креплений стальных рулонов обрушились на ме таллический набор и бортовую обшивку, круша все деревянные крепёжные клетки и распорки. Жёсткие удары металла о металл и создали в момент крена впечатле ние сокрушительного, раздирающего слух грохота. Тут надо добавить, что в твин деке над трюмом в этот критический период оказалась судовая аварийная группа моряков: второй штурман Дима Кондратович, боцман Николай Бревнов, матросы Харченко, Кузнецов, Гавриленко —«интергруппа», как весело рекомендовал её вто рой штурман —умница, весельчак и милейший белорусский парень. Во всех трю мах у нас были (на всякий морской случай) специальные запасы аварийных мате риалов: брусья, доски, деревянные клетки, сбитые скобами и гвоздями. Наши отча янно смелые ребята, смертельно рискуя сорваться в эту смещающуюся стальную массу при запредельном крене, быстро забросали образовавшиеся при смещении грузовых мест пустоты и частично предотвратили резкое смещение огромных сталь ных рулонов, увязших в исковерканной деревянной массе. Много разрушений нанёс на верхней палубе и в помещениях этот ошеломляю щий взлёт и последующее падение судна на борт. Сорвало левый парадный трап, чу дом удержалась на дополнительном найтове левая шлюпка, на палубе снесло добрую половину стальных ящиков с пожарными шлангами, несколько вентиляторов. Прав да, их нижние заслонки, надёжно закрытые предварительно, выдержали, не допустив поступления воды в трюма. Много разрушений оказалось в помещениях: снесло пиа нино в салоне комсостава, побило мебель и много столовой посуды, у меня в каюте сорвало и перекинуло через стол закреплённую на переборке спинку дивана. Весь океанский переход от Северной Америки до западного побережья Англии (более 10 суток) жестокий зимний шторм с редкими кратковременными ослаблени ями ветра трепал судно. Трудно сказать, как держался на ногах, причём не просто держался, но и отчаянно боролся с разбушевавшейся стихией экипаж. Конечно, глав ным образом мы выдерживали эти жестокие испытания океанской стихии потому, что были молодыми, сильными моряками и закалёнными в арктических плаваниях профессионалами. Тут никогда не бывало и тени страха перед неукротимой стихи ей. Каждый мог бороться —один за троих на палубах и в трюмах, а при особо опас ных ситуациях для штормующего судна был готов стоять насмерть. Как говарива ли наши земляки-поморы старшего поколения о подобных ситуациях на морях: «Бились смертно, но страха не было, одна забота в голове —карбас (поморское па русное судно) и груз спасать надо!». Справедливости ради добавим, что за всё время зимних штормовых плаваний на «Повенцах», по крайней мере, у нас на судне, не было ни одного серьёзного не счастного случая. Правда, припоминаются два «чрезвычайных происшествия» и оба... с женщинами. На одном из переходов через океан, услышав от моряков, сме нившихся с вахты, что шторм «вроде как» начал ослабевать, хотя качало еще при лично, молодая, разбитная, но, к сожалению, малоопытная Катюша решила сделать мокрую приборку в коридорах жилой палубы. Намерение, безусловно, похвальное с точки зрения старпома и боцмана: «Что ли мы не моряки дальнего плавания?!». Девчушка навела целое ведро мыльной воды и принялась за работу. Дело спори лось —отважная морячка уже прошлась по продольному коридору, хорошо натер ла шваброй, обмотанной пушистой тряпкой, почти весь поперечный коридор и при ближалась к его концу. Но тут, как-то некстати, судно вдруг взбрыкнуло, словно 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz