Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Теплоход «Заполярный» на переходе нз Канады в Европу Начало шторма в Северной Атлантике судна) волны. Особенно опасной ситуация становится при совпадении скорости судна и бега попутной волны. Судно из-за частичного оголения носовой и кормо­ вой оконечностей, а также и гребного винта, на короткие промежутки времени ста­ новится неуправляемым. Это самое опасное положение, так как судно может стать бортом к фронту волны и получить катастрофический крен на один борт, что не­ пременно повлечет смещение груза в трюмах и разрушение корпусных конструк­ ций. Допускать такое состояние в положении судна ни в коем случае недопустимо — это может оказаться гибельным для него. В рейсе, о котором идет речь, в положении близком к развитию такой критиче­ ской ситуации и оказался в одну из тёмных штормовых ночей наш славный малень­ кий «Заполярный». Плотный снежный заряд сократил видимость до нескольких десятков метров. Огромная попутная волна с какой-то немыслимой мощью подхва­ тила и подняла судно на свой гребень. Вдруг появилось нереальное ощущение эта­ кого... свободного полёта теплохода в хаотической круговерти океана. Капитан Горшков резко бросил ручки машинного телеграфа на самый малый вперёд с целью уменьшить скорость. Теплоход судорожно дёрнулся, будто набежал на тугое, очень мощное препятствие. Гребень волны стремительно пролетел вперёд по верхней палубе и надстройке, а судно рухнуло в лощину между водяными валами и зава­ лилось на борт. Послышался продолжительный грохот в одном из трюмов (он и теперь временами проносится в сознании). Словно молния пронзила мысль: «...где- то груз пошёл, сорвался с креплений». Очередная волна нанесла не менее мощ­ ный удар в левую скулу и несколько сдержала стремительное падение судна на борт. Мы, судоводители, находившиеся на мостике, как бы интуитивно поняли: «На этот раз пронесло!». 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz