Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
писаниям в порты Испании —Аликанте, Валенсия, в итальянские —Генуя, Таран то, в мальтийскую Валетту, греческий Пирей, турецкий Стамбул и оттуда в наши черноморские —Одесса, Ильичёвск, Херсон, Новороссийск. Э го были тоже нелёг кие зимние океанские, но всё же замечательно интересные плавания. Но это отдель ная большая и захватывающая тема. А что касается главной работы на зимней Канадской линии с плаваниями через Северную Атлантику, её, наверное, могли достойно и успешно выполнять только моряки Мурманского ледокольно-транспор тного флота. По крайней мере суда других мореходных компаний встречались там эпизодически. Труднее всех приходилось на этих переходах экипажам судов типа «Повенец». Они были самые малые по размерами и мощности машин на Канадской линии. Им было особенно тяжело преодолевать мощные ледовые торошения в заливе и на реке Святого Лаврентия. Грузоподъёмность «Повенцов» составляла чуть более трёх ты сяч тонн, а мощность машины —3250 лошадиных сил. Кроме того у судоводителей вызывала определённое беспокойство их недостаточная остойчивость по причине относительно высокой надстройки. Поэтому, строго говоря (теперь дело прошлое), использовать эти суда на зимних океанских линиях было весьма рискованно. Но эти лихие «малыши» достойно выполняли свои запредельно трудные функции и все благополучно отработали свой эксплуатационный срок. Я глубоко убеждён, что главная заслуга их безаварийных плаваний принадле жит отважным экипажам, руководимых опытными полярными капитанами, таки ми, как Вениамин Тырлов с «Бухтармы», Михаил Сиськов с «Груманта», Михаил Близнецов с «Нововоронежа», Михаил Чалышев с «Бирюсы», Сергей Гладков с «Сегежи», Виктор Горшков с «Заполярного» и других. Бывали и чрезвычайные происшествия в штормовых океанских плаваниях —смещения грузов, поврежде ния люковых закрытий и, соответственно, поступление забортной воды внутрь суд на, трещины в обшивках корпусов —всего не перечесть. Но из всех без исключения чрезвычайных ситуаций моряки выходили победителями и в конечном итоге бла гополучно приводили свои суда в канадские или в европейские порты —не было ни одного случая потери судов. Вспоминается один особенно жестокий январский шторм на теплоходе «Запо лярный», где автору повествования довелось служить старшим штурманом. А глав ная проблема была в том, что мы вышли из канадского порта Альфред с грузом ли стовой стали в огромных рулонах и никеля в круглых чушках —этаких блестящих чурбаках, очень опасных в отношении смещения. Закрепить эти тяжеленные круг лые и очень скользкие болванки не было никакой возможности, кроме как раскли нить деревянными брусьями, досками, которые на качке постепенно расшатывают ся и рассыпаются. Порты назначения были в основном Бристоль и Ньюпорт на юго-западном побережье Англии. Штормовые депрессии преследовали нас в течение почти десяти суток от про лива Кабота до входа в Бристольский залив. Глубокие, обширные циклоны шли один за другим, и западные, северо-западные ветры штормовой силы разводили огром ную океанскую волну —попутную или бортовую при нашем генеральном направ лении на восток. Из опыта предыдущих плаваний мы хорошо знали, что суда этого типа особенно нестабильно держатся на попутной волне. Это очень сложное, порою непредсказуемое поведение судна заключается в том, что время от времени оно ока зывается на вершине гребня огромной штормовой, кратной (почти равной длине 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz