Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

прошлого века) на Канадской зимней линии работали суда Мурманского пароход­ ства, имеющие усиленный ледовый и ледовый арктический классы. Это были не­ большие теплоходы для перевозки генеральных грузов типа «Днепрогэс» —шесть единиц, «Артисты» —так их «окрестили» моряки в связи с названиями: «Станислав­ ский», «Леонид Леонидов», «Немирович-Данченко», «Иван Москвин» и «Василий Качалов», а также «Повенцы» и «Пионеры». Главными в той блистательной плеяде современных океанских гонщиков были истинные арктические «ледобои»: дизель- электроходы «Лена», «Индигирка», «Наварин», «Гижига», «Павел Пономарёв». Много запредельно тяжелых штормовых переходов выпало на долю мурман­ ских моряков за более чем два десятилетия активной работы линии Арктик-Лайн. Автору этих строк довелось работать на судах всех вышеназванных серий. До сих пор с лёгкой грустью вспоминаются мои любимые «братцы-корабли»: дизель-элек­ троходы «Лена» и «Волховгэс», теплоходы: «Немирович-Данченко» и «Станислав­ ский», «Вася Шишковский» и «Заполярный» —истинно самоотверженные труже­ ники океанских штормовых плаваний. Начиная канадские рейсы в балтийских пор­ тах: Риге, Вентспилсе, Клайпеде, мы в процессе погрузки заправлялись там топливом, пресной водой, получали техническое снабжение и продовольствие. Затем шли в европейские порты: Гдыня, Гётеборг, Гамбург или Бремен, Антверпен, иногда Рот­ тердам, затем французские —Гавр или Бордо и оттуда через океан в порты Канады: Галифакс, порт Альфред, Квебек, Три-Риверс, Сорель, Монреаль. Разумеется, заходы во все перечисленные порты были не в каждом рейсе строго обязательны, это зависело от предъявляемых к перевозке грузов. Но тем не менее, в первые годы функционирования этой линии таких заходов, особенно у судов типа «Повенец», было предостаточно. Линия Арктик-Лайн в конце шестидесятых и пер­ вой половине семидесятых была очень оживленна, популярна и прибыльна для Мурманского пароходства. А рейтинг советского ледокольно-транспортного флота был безусловно выше всех, работавших на этих направлениях мореходных компа­ ний, в том числе английских, немецких, голландских и прочих. Мурманские моря­ ки многие годы были «короли» в зимней Северной Атлантике! Об этом, в частно­ сти, свидетельствовали знаменитые почётные призы — золотые трости, которые получали мурманские капитаны за первые приходы во вновь наступившем году в порт Монреаль, а также серебряные блюда в порту Три-Риверс. Призерами были капитаны: А. Ф. Пинежанинов на д /э «Индигирка», Р. Б. Игрицкий на т /х «Леонид Леонидов», М. К. Сиськов на т /х «Грумант», М. И. Близнецов на т/х «Нововоро- неж», Э. И. Купри на т /х «Павлик Ларишкин», С. М. Пустовойт на т /х «Юта Бон- даровская», Ю. Г. Коваленко на т /х «Немирович-Данченко». Надо ли говорить о том, что на наших судах бывали иногда истинные столпотво­ рения —сотни жителей Монреаля желали попасть на то или иное судно и поближе познакомиться с мурманскими моряками. А русскоязычные канадцы (эмигранты разных лет), что называется, дневали и ночевали на советских судах и нередко вы­ полняли роль «нештатных» гидов для местных жителей, с гордостью причисляя и себя к реальным россиянам, ну, понятно, говорят на русском языке, —значит рус­ ские. Да, яркие, с этаким налётом океанской романтики, были времена и события в период стоянок советских кораблей в канадских портах, почти как на Кубе —друж­ ба на век! Кроме рейсов Континент—Канада, мурманские суда ходили и на вновь создан­ ных линиях Канада —порты Средиземного моря. Осуществлялись заходы по рас­ 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz