Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
А в 1534—1535 годах французский моряк капитан Жак Картье пошел вверх по реке Святого Лаврентия и поднялся до тех мест, где ныне располагается старейший в Канаде порт —город Квебек. Вот тогда и началась борьба между Англией и Фран цией за господство над новыми территориями. В неё активно втягивались много численные местные обитатели —индейцы, одни присоединились к англичанам, дру гие помогали французам. В этой длительной, временами кровопролитной и жесто кой борьбе Англия заметно активнее прибирала к своим рукам всё больше свободных территорий, создавая одну провинцию за другой. В 1867 году все ранее захвачен ные англичанами территории объединились и было объявлено о возникновении новой страны Канады. Но просто считать ту Канаду английской колонией было бы неправильно. При езжавшие в Канаду эмигранты-европейцы были не просто бедные переселенцы, а прежде всего энергичные, предприимчивые люди, нередко —отважные авантюрис ты. Они знали себе цену и, естественно, не желали мириться с положением колони стов. Эти молодцы могли сами кого угодно колонизировать, «раздеть и ограбить». Поэтому отношения между Англией и Канадой всегда были особые, деликатные, и Канада называлась «доминион» под попечением британской короны. Кстати, Кана да активно участвовала в Первой и Второй мировых войнах против кайзеровской и фашистской Германии и потеряла в них многие десятки тысяч своих солдат. В настоящее время Канада довольно развитая экономически страна. Северные и западные районы страны имеют богатейшие запасы природных ресурсов: нефть, никель, медь, цинк, железные руды, уголь, природный газ, лес и другие. Важно под черкнуть, что канадцы —народ расчётливый и весьма прагматичный, они прекрас но осведомлены, где, что и сколько имеют и, соответственно, на что могут рассчи тывать (нам это почему-то никак не даётся!). Промышленность Канады в настоя щее время отличается высоким техническим уровнем. Интересно также отметить, что канадцы, как правило, чрезвычайно гордятся своей страной, её богатым промышленным потенциалом, разнообразием и масшта бами индустрии, сельского хозяйства, высоким уровнем жизни подавляющего боль шинства населения. Это часто проявляется в беседах с деловыми людьми —от ру ководителей многочисленных больших и малых компаний до судовых агентов и портовых клерков, с которыми постоянно приходилось общаться в период работы на Канадской линии. И еще добавим, что Канада, сходная в определённом отноше нии с нашей страной по природным и климатическим условиям, сырьевым ресур сам, все же резко отличается от нас. Эта богатая, интенсивно развивающаяся страна, довольно быстро уходит вперёд. Однако вернёмся к работе судов Мурманского морского пароходства на зимней Канадской линии. Теплоход «Заполярный» после выхода из Клайпеды в ноябре 1967 года в соответствии с расписанием посетил европейские порты: польскую Гдыню, германский Гамбург и французский Гавр, о котором я уже кратко упоми нал. В каждом из них была, как правило, небольшая стоянка и догрузка мелких партий самых разнообразных генеральных грузов, например, в Гдыне —обыкно венное оконное стекло, стулья, качалки, спортивные принадлежности, чешская обувь. Шли также очень дорогие меховые изделия, обувь. Из Гавра —различная галантерея, изысканная парфюмерия. Из итальянских портов бывали партии обу ви и даже... курительных трубок. Помню, как-то при выгрузке канадские грузчики «распотрошили невзначай» одну такую коробку —трубки рассыпались и стали до- 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz