Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

А в 1534—1535 годах французский моряк капитан Жак Картье пошел вверх по реке Святого Лаврентия и поднялся до тех мест, где ныне располагается старейший в Канаде порт —город Квебек. Вот тогда и началась борьба между Англией и Фран­ цией за господство над новыми территориями. В неё активно втягивались много­ численные местные обитатели —индейцы, одни присоединились к англичанам, дру­ гие помогали французам. В этой длительной, временами кровопролитной и жесто­ кой борьбе Англия заметно активнее прибирала к своим рукам всё больше свободных территорий, создавая одну провинцию за другой. В 1867 году все ранее захвачен­ ные англичанами территории объединились и было объявлено о возникновении новой страны Канады. Но просто считать ту Канаду английской колонией было бы неправильно. При­ езжавшие в Канаду эмигранты-европейцы были не просто бедные переселенцы, а прежде всего энергичные, предприимчивые люди, нередко —отважные авантюрис­ ты. Они знали себе цену и, естественно, не желали мириться с положением колони­ стов. Эти молодцы могли сами кого угодно колонизировать, «раздеть и ограбить». Поэтому отношения между Англией и Канадой всегда были особые, деликатные, и Канада называлась «доминион» под попечением британской короны. Кстати, Кана­ да активно участвовала в Первой и Второй мировых войнах против кайзеровской и фашистской Германии и потеряла в них многие десятки тысяч своих солдат. В настоящее время Канада довольно развитая экономически страна. Северные и западные районы страны имеют богатейшие запасы природных ресурсов: нефть, никель, медь, цинк, железные руды, уголь, природный газ, лес и другие. Важно под­ черкнуть, что канадцы —народ расчётливый и весьма прагматичный, они прекрас­ но осведомлены, где, что и сколько имеют и, соответственно, на что могут рассчи­ тывать (нам это почему-то никак не даётся!). Промышленность Канады в настоя­ щее время отличается высоким техническим уровнем. Интересно также отметить, что канадцы, как правило, чрезвычайно гордятся своей страной, её богатым промышленным потенциалом, разнообразием и масшта­ бами индустрии, сельского хозяйства, высоким уровнем жизни подавляющего боль­ шинства населения. Это часто проявляется в беседах с деловыми людьми —от ру­ ководителей многочисленных больших и малых компаний до судовых агентов и портовых клерков, с которыми постоянно приходилось общаться в период работы на Канадской линии. И еще добавим, что Канада, сходная в определённом отноше­ нии с нашей страной по природным и климатическим условиям, сырьевым ресур­ сам, все же резко отличается от нас. Эта богатая, интенсивно развивающаяся страна, довольно быстро уходит вперёд. Однако вернёмся к работе судов Мурманского морского пароходства на зимней Канадской линии. Теплоход «Заполярный» после выхода из Клайпеды в ноябре 1967 года в соответствии с расписанием посетил европейские порты: польскую Гдыню, германский Гамбург и французский Гавр, о котором я уже кратко упоми­ нал. В каждом из них была, как правило, небольшая стоянка и догрузка мелких партий самых разнообразных генеральных грузов, например, в Гдыне —обыкно­ венное оконное стекло, стулья, качалки, спортивные принадлежности, чешская обувь. Шли также очень дорогие меховые изделия, обувь. Из Гавра —различная галантерея, изысканная парфюмерия. Из итальянских портов бывали партии обу­ ви и даже... курительных трубок. Помню, как-то при выгрузке канадские грузчики «распотрошили невзначай» одну такую коробку —трубки рассыпались и стали до- 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz