Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
добавлю, что французы в подавляющем большинстве своём —отчаянные патриоты. Мне много раз приходилось бывать в различных французских портах, в том числе в Гавре, Бордо, Руане, Кале, Бресте, всех не перечесть, и я знаю это не понаслышке. Всё было великолепно —капитан проявил себя гостеприимным хозяином и тон ким, воспитанным, в высшей мере деликатным представителем морского флота СССР. Стоит ли говорить, что все мероприятия, связанные с нашим заходом в порт, выполнялись «единым духом», и мы расстались с представителями портовых влас тей французского Гавра добрыми коллегами и настоящими друзьями. Мы благополучно пересекли Атлантику, сравнительно успешно преодолели льды в заливе Святого Лаврентия, но смогли подняться по реке только до Квебека. Далее путь к Монреалю преградили мощные, торосистые речные заторы. Канад ские ледоколы, кстати, с весьма скромными ледоироходимыми возможностями, безнадёжно застряли в районе моста, что выше Квебека. Начальство приняло един ственное в тех условиях правильное решение. Мы получили приказ выгрузить сроч ный груз в Квебеке с последующей доставкой его в Монреаль на автотранспорте. А спустя двое суток, ледовые заторы прорвало, лёд вынесло из реки и «Дагестан» с остатками груза пришел в Монреаль. Помнится, что наши руководители выставки были очень благодарны морякам за своевременную доставку экспонатов. По этому случаю, кажется, за сутки до официального открытия выставки наш экипаж при гласили осмотреть её. Это было тем более приятно, что мы свободно без обычной на выставках сутолоки подробно осмотрели всю нашу часть. Это было замечательно. Наш павильон на выставке ЭКСПО-67 был впоследствии признан самым лучшим. Это было единодушное признание. Спустя несколько лет, мне, уже в бытность капитаном судна, работавшего на Канадской линии, довелось повстречаться с одним таможенным офицером, быв шим тогда в качестве гостя у капитана Бедалова. Мы без труда узнали друг друга и с удовольствием вспоминали нашу первую встречу. Правда, в этот раз они срочно отправлялись на отходящее судно, и мы, с некоторым сожалением, распрощались. Да, верно говорят, что мир тесен. А в нынешнем рейсе у нас тоже была короткая стоянка по расписанию и, выпол нив все необходимые дела, теплоход «Заполярный» вышел из Гавра в суровую осен нюю Атлантику. Позади осталась старая добрая Европа, а впереди была Канада, страна интересная, чем-то похожая на нашу, особенно в осенне-зимнюю пору. Ка нада по территории занимает второе место в мире, после России. Большая часть страны расположена приблизительно в тех же широтах, что и у нас. Она омывается тремя океанами (из четырёх!): с востока —Атлантическим, с запада —Тихим, а с севера —Северным Ледовитым. Канада считается малозаселённой страной, особенно её северные районы, при близительно то же, что и у нас. И действительно, занимая второе место в мире по территории, она считается где-то около тридцатой по населению — примерно 30 миллионов. В стране два официальных языка —английский и французский. Со став населения: англо-канадцы —примерно 60%, франко-канадцы —28% и прочие этнические группы: итальянцы, арабы, греки, украинцы, немцы, индейцы, эскимо сы. Судьбы Канады в течение нескольких веков решались в основном войсками Англии и Франции. Всё начиналось с того, что по свидетельствам историков в кон це XV века английский мореплаватель Джон Кабот открыл остров Ньюфаундленд. С тех времен на новых землях начали появляться рыбацкие поселения англичан и французов. 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz