Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

добавлю, что французы в подавляющем большинстве своём —отчаянные патриоты. Мне много раз приходилось бывать в различных французских портах, в том числе в Гавре, Бордо, Руане, Кале, Бресте, всех не перечесть, и я знаю это не понаслышке. Всё было великолепно —капитан проявил себя гостеприимным хозяином и тон­ ким, воспитанным, в высшей мере деликатным представителем морского флота СССР. Стоит ли говорить, что все мероприятия, связанные с нашим заходом в порт, выполнялись «единым духом», и мы расстались с представителями портовых влас­ тей французского Гавра добрыми коллегами и настоящими друзьями. Мы благополучно пересекли Атлантику, сравнительно успешно преодолели льды в заливе Святого Лаврентия, но смогли подняться по реке только до Квебека. Далее путь к Монреалю преградили мощные, торосистые речные заторы. Канад­ ские ледоколы, кстати, с весьма скромными ледоироходимыми возможностями, безнадёжно застряли в районе моста, что выше Квебека. Начальство приняло един­ ственное в тех условиях правильное решение. Мы получили приказ выгрузить сроч­ ный груз в Квебеке с последующей доставкой его в Монреаль на автотранспорте. А спустя двое суток, ледовые заторы прорвало, лёд вынесло из реки и «Дагестан» с остатками груза пришел в Монреаль. Помнится, что наши руководители выставки были очень благодарны морякам за своевременную доставку экспонатов. По этому случаю, кажется, за сутки до официального открытия выставки наш экипаж при­ гласили осмотреть её. Это было тем более приятно, что мы свободно без обычной на выставках сутолоки подробно осмотрели всю нашу часть. Это было замечательно. Наш павильон на выставке ЭКСПО-67 был впоследствии признан самым лучшим. Это было единодушное признание. Спустя несколько лет, мне, уже в бытность капитаном судна, работавшего на Канадской линии, довелось повстречаться с одним таможенным офицером, быв­ шим тогда в качестве гостя у капитана Бедалова. Мы без труда узнали друг друга и с удовольствием вспоминали нашу первую встречу. Правда, в этот раз они срочно отправлялись на отходящее судно, и мы, с некоторым сожалением, распрощались. Да, верно говорят, что мир тесен. А в нынешнем рейсе у нас тоже была короткая стоянка по расписанию и, выпол­ нив все необходимые дела, теплоход «Заполярный» вышел из Гавра в суровую осен­ нюю Атлантику. Позади осталась старая добрая Европа, а впереди была Канада, страна интересная, чем-то похожая на нашу, особенно в осенне-зимнюю пору. Ка­ нада по территории занимает второе место в мире, после России. Большая часть страны расположена приблизительно в тех же широтах, что и у нас. Она омывается тремя океанами (из четырёх!): с востока —Атлантическим, с запада —Тихим, а с севера —Северным Ледовитым. Канада считается малозаселённой страной, особенно её северные районы, при­ близительно то же, что и у нас. И действительно, занимая второе место в мире по территории, она считается где-то около тридцатой по населению — примерно 30 миллионов. В стране два официальных языка —английский и французский. Со­ став населения: англо-канадцы —примерно 60%, франко-канадцы —28% и прочие этнические группы: итальянцы, арабы, греки, украинцы, немцы, индейцы, эскимо­ сы. Судьбы Канады в течение нескольких веков решались в основном войсками Англии и Франции. Всё начиналось с того, что по свидетельствам историков в кон­ це XV века английский мореплаватель Джон Кабот открыл остров Ньюфаундленд. С тех времен на новых землях начали появляться рыбацкие поселения англичан и французов. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz