Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
был новый шаг советских моряков по освоению зим них океанских путей. Канадская общественность, особенно в бассейне реки Святого Лаврентия, да и в порту Монреаль, кажется, пребывали в небольшом восторженном шоке. Моряки бросили вызов льдам и сделали первые уверенные шаги с целью подтвер дить, что они могут сделать порт Монреаль откры тым на протяжении всей зимней навигации. Комп лиментов по этому поводу в наш адрес было выска зано немало. А через некоторое время в Монреаль пришли великолепные арктические корабли «Ин дигирка» и «Лена». В истории зимних океанских плаваний между Европейским и Американским кон тинентами открылась новая международная трасса с гордым названием: Арктик-Лайн. Началась интенсивная работа Мурманского ле докольно-транспортного флота на зимней, срочной атлантической линии. Суда работали по расписанию, с заходами во многие европейские и канадские (а позднее в средиземноморские и американские) порты. Представители деловых кругов, прессы и общественности Канады, посетившие в Монреале первые прибывшие туда «Волховгэс», «Индигир ку» и «Лену», с восторгом подтверждали, что это первоклассные корабли, способ ные успешно плавать зимой из европейских в канадские порты. Вот и мы на нашем новом, щегольском теплоходе «Заполярный» в ноябре 1967 года отправились из Клайпеды в Монреаль. Согласно расписанию наш марш рут включал заходы для дополнительных погрузок в европейские порты: Гдыня, Гётеборг, Гамбург, Гавр и после пересечения Атлантики в канадские —Квебек, Три- Риверс и конечный Монреаль. Тут оговоримся, что для меня канадские порты Кве бек и Монреаль не были открытием. В апреле того же 1967 года мы на теплоходе «Дагестан» под командой капитана Саттара Махмудовича Бедалова выполняли очень ответственный и срочный рейс из Клайпеды в Монреаль. Тогда в Монреале открывалась международная выставка «ЭКСПО-67», и нам надлежало в срочном порядке доставить ряд экспонатов для советского павильона на этой выставке. В Клайпедском порту по этому случаю всё было поставлено в высший разряд срочности. Грузили контейнеры, ящики самых фантастических размеров, упаковки, связки. Разумеется, всё было покрыто этакой непонятной завесой —с главным при зывом: «Надо срочно!». А мы, честно говоря, тогда еще и не слышали о готовящейся выставке. Погрузились —груз нетяжелый, но очень габаритный, а главное, весьма ценный. Наш второй штурман —грузовой помощник, разбитной парень, весельчак, в начале погрузки пытался взять ситуацию под контроль. Однако около грузовых мест суетилось так много солидных отправителей, контролёров и «очень ответствен ных товарищей», что наш капитан С. М. Бедалов, человек мудрый и деликатный, стал помалу «тормозить» порывы своего очень старательного помощника. Капитан, вероятно, знал суть всего этого ажиотажа и отчетливо понимал, что не только грузовой помощник, но и он сам вряд ли что может предпринять по поводу погрузки, разумеется, кроме выполнения главных условий —соблюдения безопас ности судна, груза и экипажа. Капитан был уверен в одном: если доставим груз 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz