Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Соответственно, транспортным судам часто приходится самостоятельно пробивать­ ся в труднодоступные пункты выгрузки и обратно, получая при этом ледовые по­ вреждения корпусов и винто-рулевых комплексов. А направление судов с малым количеством груза в позднее время —необоснованный риск. Это особенно касается работы старых судов, уже практически не соответствующих тем арктическим усло­ виям, в которых они вынуждены работать. И еще одна проблема, возникающая время от времени в последние годы, — неудовлетворительная обеспеченность мощных, сложных, дорогостоящих атомных ледоколов старшими судоводителями. Вот последний пример: на атомоходе «Арк­ тика» при наличии в штате только одного старшего помощника, причём, сравни­ тельно молодого, капитан вместо того, чтобы учить, контролировать, готовить к са­ мостоятельной работе старших судоводителей, да и не только старших, сам вынуж­ ден стоять две ходовые вахты в сутки в статусе рядового вахтенного штурмана. Это, на наш взгляд, негодная практика, которую следует решительно отвергнуть и восстановить штатный состав дублёров и старших помощников капитанов на всех атомных ледоколах в арктических плаваниях, который существовал в конце 70-х — начале 80-х годов. Безопасность плавания атомоходов в арктических льдах может быть обеспечена, прежде всего, опытными старшими судоводителями. На зимней океанской линии Арктик-Лайн В ноябре 1967 года вновь построенный на судоверфи «Нептун» в Германской Демократической Республике теплоход «Заполярный» готовился к выходу в первый рейс из Клайпеды на Канаду. Суда Мурманского морского пароходства два года назад открыли новую зимнюю линию Европа—Канада. Моряки именовали её на свой лад! Канада—Континент, а официально она называлась: Арктик-Лайн. Преж­ де всего, заметим, что это была очень сложная океанская линия. Плавания зимой через северную часть Атлантического океана, особенно с грузом металла, как говорят, врагу не пожелаешь! Однако великий русский флотоводец адмирал С. О. Макаров как-то остроумно заметил: «Русским морякам лучше всего удаются предприятия, в принципе, невыполнимые». Пожалуй, это был как раз тот случай. Возможно, по этой причине у нас на этой линии было немного конкурентов. А в зимний период у причалов канадских портов стояли в основном советские транс­ портные суда. Впервые в канадский порт Монреаль отправился в декабре 1964 года дизель- электроход «Волховгэс» под командой опытного полярного капитана И. М. Бель­ кова. Судно вышло с грузом из Ленинграда, попутно приняли автомашины в Гамбурге и сталь в Антверпене, всего груза на борту около 5200 тонн. Благополучно миновав штормовую зимнюю Атлантику, дизель-электроход в начале нового 1965 года подошел к восточному побережью Канады. Капитан Бельков мастерски вел своё судно во льдах залива и реки Святого Лаврентия, вызывая неподдельное восхищение канадских лоцманов и жителей прибрежных селений, многие из кото­ рых на своих машинах долго сопровождали могучий советский корабль, который довольно легко и уверенно шел во льдах по великой канадской реке. 5 января «Волховгэс», успешно преодолев ледовые речные заторы, прибыл на рейд и спустя некоторое время ошвартовался к причалу порта Монреаль. Да, это 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz