Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

у мыса Болванский. Решили провести операцию по «переупряжке». Подняли на палубу и отсоединили («отклепали») левый якорь от цепи, затем соединили конец буксирного троса с концом якорной цепи и, потравив три смычки, удлинили бук­ сирную линию до 320 метров. Это уже хорошо —буксир увеличился и «потяжелел» за счёт якорь-цепи. Теперь можно продолжать переход от Карских Ворот к Коль­ скому заливу. По информации синоптиков в Баренцевом море погода ожидается сравнительно благоприятная, по крайней мере, на ближайшие сутки. По завершении работ с буксирной линией подняли якоря и пошли в пролив Карские Ворота и далее в Баренцево море. Погода подналадилась: ветер западный, слабый, море 2 балла, температура «за бортом» минус 3 градуса. Скорость 11 узлов и есть намерение увеличить до 13-ти —буксир ведёт себя надёжно. Но к ночи, слов­ но но заказу (капитан В. Г1. Диков полушутя ворчит: «Дьявол карты перепутал!») погода опять начала портиться: северо-западный, северный ветер начал резко уси­ ливаться, развивается волнение моря, уменьшили на ночь скорость до 10 узлов. А с утра ветер и вовсе загудел по-штормовому —до 20 метров в секунду. Попросили ледокол уменьшить скорость —сильно бьёт под днище, да и буксир работает с пере­ напряжением, кроме того, есть опасение за винтовой стопор брашпиля —на волне приличные рывки, и стопор может не выдержать. Еще не хватало винтовой стопор, а то и сам брашпиль сорвать. Как-нибудь надо довести до Кольского залива этот старый, заслуженный и тяжело израненный корабль, которому в его трудной, неприкаянной жизни фатально не везёт. По крайней мере, разрушение рулевой машины уже было несколько лет назад, да и в тяжёлые ледовые сжатия попадал не единожды. Погода очень неустойчива —ветер уже который раз в течение суток меняет на­ правление и усиливается до штормового. Над Баренцевым морем кажется «завис­ ла» обширная штормовая депрессия. На 20.00 судового времени до Кольского за­ лива остается около 60 миль, а ветер после кратковременного небольшого ослабле­ ния в дневные часы к вечеру загудел с новой силой. Волна приличная, да и зыбь идёт от западных румбов. Когда судно в исправном состоянии и идёт автономно, такие погодные условия считаются обычной рабочей морской погодой. А вот при буксирной связке —ощущение несколько иное. 1 ноября 1980 года в 5 часов утра атомный ледокол «Ленин» и буксируемый им теплоход «Василий Качалов» вошли в Кольский залив. Моряки на «Качалове» ста­ раются немного помогать ледоколыцикам, пытаясь управлять с помощью ручного привода через судовой шпиль, но эффект —так себе. Ручной привод через шпиль работает очень медленно. В порту всё готово для помощи аварийному судну —бук­ сиры уже подходят, место для постановки подготовлено, катер со швартовщиками около борта, портовый лоцман поднимается на борт. В 9 часов утра «Василий Кача­ лов» поставлен на водолазный полигон —с носа отдан якорь и 5 смычек каната в воду, а корму закрепили тремя концами за швартовную бочку. Итак, очередной арктический снабженческий рейс: Мурманск—Диксон—Челюс­ кин—Тикси—Певек—Диксон—Мурманск на судах «Нина Куковерова», «Фёдор Охлопков», «Капитан Реутов», а /л «Арктика», а /л «Ленин», т /х «Василий Кача­ лов» с 18 сентября по 1 ноября 1980 года окончен. В заключение повествования об очередном арктическом плавании не будет лишним высказать некоторые выводы и замечания капитана-наставника. В процессе даже небольшого арктического рейса капитан-наставник, находясь последовательно на ледоколах и транспортах, может выполнить большую и очень 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz