Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Итак, закончили довольно продолжительный и весьма непростой ледовый переход из Певека в Диксон, который продолжался 18 суток. Были временами, безусловно, трудные, казалось, критические ситуации, но в общем итоге всё закон чилось относительно благополучно. Несколько небольших повреждений у транс портов и рулевого устройства у спасателя приходится отнести на счёт сложной ледовой обстановки на переходе. После расформирования каравана «Арктика» по своим делам забежала на рейд Диксона, а мы на «Ленине» тоже пошли к Диксону, только с южной стороны. Ледовая обстановка тут весьма благоприятна для этого периода —отдельные полосы тёмного ниласа. 27 октября стоим на внешнем рейде порта Диксон. Небольшие хозяйственные операции. Бортовой вертолёт перевозит на остров немного продуктов, оттуда при были несколько пассажиров. А в целом —собираемся в путь, на переход в Мур манск. Передали распоряжение капитану теплохода «Василий Качалов» —готовить машину и выходить на внешний рейд. Погода приличная, рабочая: ветер юго-запад- пый 4 балла, небольшой редкий снег, температура «за бортом» минус 2 градуса. Лёд —молодой припай 5—10 см. Дальше в заливе и к западу отдельные поля серого и тёмного ниласа. Во второй половине дня перешел с атомохода «Ленин» на тепло ход «Василий Качалов», а спустя пару часов снялись из Диксона в Мурманск на буксире за атомоходом. Коротко о предыдущих событиях. Теплоход «Василий Качалов» под командой капитана В. П. Дикова выполнял снабженческий рейс из Архангельска в арктиче ские пункты: на Диксон, на мыс Челюскин и в бухту Солнечная. Случилась тяжё лая авария —при жестоком ледовом сжатии разбило рулевую машину. Кроме того, теплоход получил серьёзные повреждения корпуса. Был отбуксирован в Диксон, где стоял около 20 суток в ожидании буксировки в Мурманск на ремонт. Вот те перь, после окончания ледокольных проводок в Арктике, атомоход «Ленин» полу чил задание отбуксировать аварийное судно в порт приписки. Моряки теплохода во время вынужденной стоянки попытались механизировать ручной рулевой при вод, но это, разумеется, не решение проблемы. Авария —есть авария, в данном слу чае тяжелая. 28 октября утром обогнули с северо-запада остров Белый и легли курсом на Карские Ворота. Идём на буксире за атомным ледоколом «Ленин». Скорость около 11 узлов. Буксир немного короткий (диаметр 65 мм, длина 260 м) —неплохо бы добавить метров 100. Погода начинает портиться: ветер от северо-востока около 6 баллов, море 3—4 балла, видимость чуть более мили, температура минус 4 градуса. Вместе с капитаном и старшим штурманом осмотрели повреждения судна. Да, тяже лый ущерб: рулевая машина разбита вдребезги —лопнули чугунные станина и крон штейны, цилиндры, плунжера, насосы, один электродвигатель. Никакой речи о вос становлении и ремонте рулевой машины не может быть —нужно ставить новую. Повреждения по корпусу: большие вмятины в обшивке, частично разрушено несколько шпангоутов, в том числе рамные, помяты, скручены стрингеры, косын ки, кницы, погиби палуб и переборок в трюмах —первом, больше во втором, есть в третьем, в машинном отделении и даже в каютах. Общая площадь повреждений по предварительному осмотру составляет не менее 140—150 квадратных метров, стрел ки прогиба от 100 до 300 и более миллиметров. Почти вся корпусная конструкция получила значительные деформации. В условиях жестокого сжатия тяжелых аркти ческих льдов судно пришло в полную непригодность к дальнейшей эксплуатации. 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz