Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Разобрались на месте: «Ленин» взял на «усы» «Кандалакшалес», «Красин» «Капи тана Гудина», «Арктика» ухватила «Рузу», замыкают караван: «Киев», «Капитан Мелехов» с «Протеем» вплотную на буксире. Вот, наконец, пошли вперёд энергич но, напористо, по-арктически. Правда, время от времени приходится тому или дру гому ледоколу «развязываться», чтобы быстрее и безопаснее протолкнуть увязший транспорт, но это частности. В целом сравнительно успешно пробиваемся на запад и это сейчас главное. Остаётся «...еще немного, ещё чуть чуть!..». 26 октября караван уже идёт в полном составе на траверзе островов Скотт-Хан- сена. Погода приличная: ветер юго-восточный 5—6 баллов, облачно, редкий снег, мороз минус 7 градусов, лёд ниласовый, с редкими вкраплениями остаточного. По каравану лёгкое оживление, даже иногда некоторая суетливость. Все вдруг почув ствовали, что, кажется, выбрались из полузимней Арктики. Впереди —Диксон и, естественно, пора перестраиваться на новые перспективы —кому куда бежать. Пока караван идёт в полном составе, но ледоколы, как правило, первыми начинают «вслух» раскручивать свои дальнейшие планы... Вот «Арктика» намеревается бежать аж к острову Виктории —это между Шпиц бергеном и Землей Франца-Иосифа —выручать опасно застрявшую там «Гижигу». У «Красина» задание: к Усть-Таймыру —выводить оттуда «на свет божий» главно го снабженца дизель-электроход «Наварин». «Ленин» пойдёт в Диксон брать на буксир аварийный «Василий Качалов» и вести его в Мурманск. «Киев» уже «при целивается» к танкеру «Самбург», что около мыса Челюскин. Работы хватит на всех с избытком —только успевай разворачиваться! Вот поступила внеплановая инфор мация: в реке Енисей сел на мель архангельский лесовоз «Капитан Бурмакин» — тоже без помощи ледоколов не обойтись, правда, там где-то поблизости наш «Капи тан Сорокин», полагаем, что «сдёрнет» транспорт с песчаной косы. Итак, отметим («для истории!»), 26 октября 1980 года в 15-ти милях севернее Каменных островов большой арктический караван вышел на чистую воду, а через несколько часов, на подходах к Диксону, закончили ледокольную проводку. Капи таны судов поблагодарили экипажи ледоколов за проводку, за помощь в трудных ледовых условиях, тепло попрощались и все шесть транспортов двинулись к Ени сейскому заливу. Архангелогородцы —в Игарку за лесом, а два мурманчанина: теп лоходы «Капитан Реутов» и «Капитан Гудин» —в Дудинку за рудой на Мурманск. При прощании капитан-наставник напутствует капитанов рудовозов: «При пла вании по заливу и реке Енисей “гонки” не устраивать, идти неспешно и осмотри тельно. Ожидаю, что первым должен подойти “Капитан Реутов”, ему там дольше грузиться. Предупреждаю: не перегружайте суда: 300—500 тонн вам плана не сде лают, а глубины на перекатах может и не хватить. При погрузке сообразуйтесь с обстановкой и прогнозами глубин на перекатах. При плавании по реке в грузу будь те особенно внимательны: сейчас погоды пасмурные, видимость неважная, плаву чие ограждения в основном сняты, а створы нередко светят плохо —заснежены. Поэтому будьте предельно внимательны, постоянно контролируйте и перепрове ряйте место судна. Вероятно, слышали, что там —на реке —на днях сел на мель архангельский лесовоз. В случае необходимости окажите всю возможную помощь. По имеемой информации ледокол “Капитан Сорокин” — в Енисейском заливе, стоит на вахте у Ошмарино. На подходах свяжитесь с ним. Надеюсь, что у вас всё будет хорошо, желаю доброго, благополучного пути. Я пойду в Мурманск на тепло ходе “В. Качалов”». 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz