Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Разобрались на месте: «Ленин» взял на «усы» «Кандалакшалес», «Красин» «Капи­ тана Гудина», «Арктика» ухватила «Рузу», замыкают караван: «Киев», «Капитан Мелехов» с «Протеем» вплотную на буксире. Вот, наконец, пошли вперёд энергич­ но, напористо, по-арктически. Правда, время от времени приходится тому или дру­ гому ледоколу «развязываться», чтобы быстрее и безопаснее протолкнуть увязший транспорт, но это частности. В целом сравнительно успешно пробиваемся на запад и это сейчас главное. Остаётся «...еще немного, ещё чуть чуть!..». 26 октября караван уже идёт в полном составе на траверзе островов Скотт-Хан- сена. Погода приличная: ветер юго-восточный 5—6 баллов, облачно, редкий снег, мороз минус 7 градусов, лёд ниласовый, с редкими вкраплениями остаточного. По каравану лёгкое оживление, даже иногда некоторая суетливость. Все вдруг почув­ ствовали, что, кажется, выбрались из полузимней Арктики. Впереди —Диксон и, естественно, пора перестраиваться на новые перспективы —кому куда бежать. Пока караван идёт в полном составе, но ледоколы, как правило, первыми начинают «вслух» раскручивать свои дальнейшие планы... Вот «Арктика» намеревается бежать аж к острову Виктории —это между Шпиц­ бергеном и Землей Франца-Иосифа —выручать опасно застрявшую там «Гижигу». У «Красина» задание: к Усть-Таймыру —выводить оттуда «на свет божий» главно­ го снабженца дизель-электроход «Наварин». «Ленин» пойдёт в Диксон брать на буксир аварийный «Василий Качалов» и вести его в Мурманск. «Киев» уже «при­ целивается» к танкеру «Самбург», что около мыса Челюскин. Работы хватит на всех с избытком —только успевай разворачиваться! Вот поступила внеплановая инфор­ мация: в реке Енисей сел на мель архангельский лесовоз «Капитан Бурмакин» — тоже без помощи ледоколов не обойтись, правда, там где-то поблизости наш «Капи­ тан Сорокин», полагаем, что «сдёрнет» транспорт с песчаной косы. Итак, отметим («для истории!»), 26 октября 1980 года в 15-ти милях севернее Каменных островов большой арктический караван вышел на чистую воду, а через несколько часов, на подходах к Диксону, закончили ледокольную проводку. Капи­ таны судов поблагодарили экипажи ледоколов за проводку, за помощь в трудных ледовых условиях, тепло попрощались и все шесть транспортов двинулись к Ени­ сейскому заливу. Архангелогородцы —в Игарку за лесом, а два мурманчанина: теп­ лоходы «Капитан Реутов» и «Капитан Гудин» —в Дудинку за рудой на Мурманск. При прощании капитан-наставник напутствует капитанов рудовозов: «При пла­ вании по заливу и реке Енисей “гонки” не устраивать, идти неспешно и осмотри­ тельно. Ожидаю, что первым должен подойти “Капитан Реутов”, ему там дольше грузиться. Предупреждаю: не перегружайте суда: 300—500 тонн вам плана не сде­ лают, а глубины на перекатах может и не хватить. При погрузке сообразуйтесь с обстановкой и прогнозами глубин на перекатах. При плавании по реке в грузу будь­ те особенно внимательны: сейчас погоды пасмурные, видимость неважная, плаву­ чие ограждения в основном сняты, а створы нередко светят плохо —заснежены. Поэтому будьте предельно внимательны, постоянно контролируйте и перепрове­ ряйте место судна. Вероятно, слышали, что там —на реке —на днях сел на мель архангельский лесовоз. В случае необходимости окажите всю возможную помощь. По имеемой информации ледокол “Капитан Сорокин” — в Енисейском заливе, стоит на вахте у Ошмарино. На подходах свяжитесь с ним. Надеюсь, что у вас всё будет хорошо, желаю доброго, благополучного пути. Я пойду в Мурманск на тепло­ ходе “В. Качалов”». 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz