Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
операций? Моряки спустились на лёд —замерили инструментально толщины мо- лодох’о льда, получается от 40 до 55 см, не так уж много. Однако мешают вкрапле ния старого, переметённого снегом и сверху малоприметного льда. Вот на нём по очерёдно и спотыкаемся. Ну и очевидно, что этот лёд уже практически непосилен для самостоятельного движения судов, идущих в этом караване. «Арктика» таскает на буксире по одному через тяжелые перемычки. 24 октября рано утром прошли мыс Челюскин в западном направлении. А я се годня перебрался с теплохода «Капитан Реутов» на атомоход «Арктика» для после дующего перехода на атомный ледокол «Ленин». Наконец, западнее мыса Челюс кин движение каравана стало стабильнее, пошли немного активнее. Лед здесь ров нее, но частые и сильные подвижки, сжатия и торошения. Вот опять экстренное сообщение: «На спасательном судне “Протей” своротило рулевое устройство». Да, это уже авария и серьёзная проблема для всего каравана, придётся кому-то из ледо колов постоянно тащить его на буксире. В конце суток подошли к острову Макарова и остановили движение каравана у кромки большой ледовой перемычки. Атомоход пошел на ближайшую разведку корпусом. Прошли 12 миль, но щель, указанную с самолёта днём, не обнаружили, понятно —её просто закрыло. Ветер перешёл на северо-западный, пока слабый, но сразу же пошли новые передвижки и сжатия льдов. Лёд остаточный —7—8 баллов, а молодой весь смяло и спрессовало. Караван продолжает стоять у острова Макаро ва, а точнее, у банки «Садко». При попытке вытащить из сжатия «Капитана Гуди на» на «Арктике» порвали двое «усов» и не сдвинули с места. Капитан транспорта сообщил, что в корпусе появилась трещина примерно 180 см в длину (в трёх шпа циях) и до 10 мм раскрытие. Танк осушили, моряки приступили к заделке трещи ны. «Арктика», продвигаясь вдоль каравана, «рубит» лёд для ослабления напора на корпуса транспортов. Пришло сообщение: «западные» ледоколы закончили проводку первого кара вана немного восточнее Диксона и двинулись навстречу нам. Идут: атомоход «Ленин», дизельные «Красин» и «Киев». С караваном остался «Капитан Сорокин». Днём я сел в вертолёт и после ледовой разведки в районе стоянки каравана прибыл на атомоход «Ленин». Теперь мне следует идти на атомоходе до Диксона, а там пе ресесть на теплоход «Василий Качалов», который стоит с разрушенной рулевой ма шиной в ожидании буксировки в Мурманск. А ледовая обстановка в районе стоян ки нашего каравана сложная: лёд старый 8—9 баллов, толщина до 3-х метров, торо сы 3 балла, сжатия. Сегодня, наконец, ледоколы подошли ко второму (по штабному наименованию), нашему, каравану. Начался очередной штурм арктических льдов. Работают 4 ледо кола, летают самолёты, а ближнюю разведку ведут два бортовых вертолёта. Теперь состав каравана внушительный: ледоколы «Арктика», «Ленин», «Красин», «Киев» и «Капитан Мелехов» с аварийным спасателем на буксире, транспорты «Капитан Реутов», «Капитан Гудин», «Пярну», Кандалакшалес», «Руза», «Парголово». Пять ледоколов, шесть транспортов и один спасатель без руля. Мобильный караван, но довольно запоздалый. Упущено много благоприятного времени для успешной и быстрой проводки. По итогам авиаразведок «на сию» обстановка сложная: много остаточных льдов, торошения, сжатия. Можно резюмировать так: «Есть всё, чему полагается быть в Арктике в начале зимы». А ледоколыцики тем временем начали активно «развязывать» ситуацию. Пере довой отряд транспортов пока оставили на месте и устремились к отставшим судам. 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz