Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

операций? Моряки спустились на лёд —замерили инструментально толщины мо- лодох’о льда, получается от 40 до 55 см, не так уж много. Однако мешают вкрапле­ ния старого, переметённого снегом и сверху малоприметного льда. Вот на нём по­ очерёдно и спотыкаемся. Ну и очевидно, что этот лёд уже практически непосилен для самостоятельного движения судов, идущих в этом караване. «Арктика» таскает на буксире по одному через тяжелые перемычки. 24 октября рано утром прошли мыс Челюскин в западном направлении. А я се­ годня перебрался с теплохода «Капитан Реутов» на атомоход «Арктика» для после­ дующего перехода на атомный ледокол «Ленин». Наконец, западнее мыса Челюс­ кин движение каравана стало стабильнее, пошли немного активнее. Лед здесь ров­ нее, но частые и сильные подвижки, сжатия и торошения. Вот опять экстренное сообщение: «На спасательном судне “Протей” своротило рулевое устройство». Да, это уже авария и серьёзная проблема для всего каравана, придётся кому-то из ледо­ колов постоянно тащить его на буксире. В конце суток подошли к острову Макарова и остановили движение каравана у кромки большой ледовой перемычки. Атомоход пошел на ближайшую разведку корпусом. Прошли 12 миль, но щель, указанную с самолёта днём, не обнаружили, понятно —её просто закрыло. Ветер перешёл на северо-западный, пока слабый, но сразу же пошли новые передвижки и сжатия льдов. Лёд остаточный —7—8 баллов, а молодой весь смяло и спрессовало. Караван продолжает стоять у острова Макаро­ ва, а точнее, у банки «Садко». При попытке вытащить из сжатия «Капитана Гуди­ на» на «Арктике» порвали двое «усов» и не сдвинули с места. Капитан транспорта сообщил, что в корпусе появилась трещина примерно 180 см в длину (в трёх шпа­ циях) и до 10 мм раскрытие. Танк осушили, моряки приступили к заделке трещи­ ны. «Арктика», продвигаясь вдоль каравана, «рубит» лёд для ослабления напора на корпуса транспортов. Пришло сообщение: «западные» ледоколы закончили проводку первого кара­ вана немного восточнее Диксона и двинулись навстречу нам. Идут: атомоход «Ленин», дизельные «Красин» и «Киев». С караваном остался «Капитан Сорокин». Днём я сел в вертолёт и после ледовой разведки в районе стоянки каравана прибыл на атомоход «Ленин». Теперь мне следует идти на атомоходе до Диксона, а там пе­ ресесть на теплоход «Василий Качалов», который стоит с разрушенной рулевой ма­ шиной в ожидании буксировки в Мурманск. А ледовая обстановка в районе стоян­ ки нашего каравана сложная: лёд старый 8—9 баллов, толщина до 3-х метров, торо­ сы 3 балла, сжатия. Сегодня, наконец, ледоколы подошли ко второму (по штабному наименованию), нашему, каравану. Начался очередной штурм арктических льдов. Работают 4 ледо­ кола, летают самолёты, а ближнюю разведку ведут два бортовых вертолёта. Теперь состав каравана внушительный: ледоколы «Арктика», «Ленин», «Красин», «Киев» и «Капитан Мелехов» с аварийным спасателем на буксире, транспорты «Капитан Реутов», «Капитан Гудин», «Пярну», Кандалакшалес», «Руза», «Парголово». Пять ледоколов, шесть транспортов и один спасатель без руля. Мобильный караван, но довольно запоздалый. Упущено много благоприятного времени для успешной и быстрой проводки. По итогам авиаразведок «на сию» обстановка сложная: много остаточных льдов, торошения, сжатия. Можно резюмировать так: «Есть всё, чему полагается быть в Арктике в начале зимы». А ледоколыцики тем временем начали активно «развязывать» ситуацию. Пере­ довой отряд транспортов пока оставили на месте и устремились к отставшим судам. 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz