Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Поморский коч у мангазейского стойбища Рис. Е. В. Войшвилло Мангазейского хода потому, что им приходилось в своих путешествиях преодоле­ вать волоком небольшие сухопутные участки пути между реками и «маломерные» лёгкие суда были удобны для преодоления волоковых участков. Однако эти судё­ нышки, удобные при волоках, много проигрывали в морских плаваниях, особенно во льдах или в штормовых условиях. Строительство и использование поморами судов-кочей продолжалось до ука­ зов царя Петра о строительстве «новоманерных» судов: галиотов, гукаров, катов, флейт и прочих и о запрещении создания традиционных поморских судов с угро­ зой —кто будет делать вновь, тех ссылать на каторгу, а суда изрубить. Однако упря­ мые, своенравные поморы в большинстве своём продолжали пользоваться родны­ ми «староманерными» судами, изменяя в определённо допустимых пределах кон­ струкции их корпусов, количество мачт и парусное вооружение. В результате на смену традиционным кочам постепенно пришли: двухмачтовые кочмары, шняки, карбасы. А знаменитые, заслуженные поморские кочи да лодьи постепенно уходи­ ли в историю и с середины XVIII века практически уже не строились. Да, опытные, энергичные мореходы-поморы принесли с собой в Сибирь, в про­ сторы Северного океана морскую практику плавания во льдах и бесценный опыт борьбы со страшной в те времена заполярной болезнью цингой. Много трудных и опасных, порою гибельных морских плаваний совершили эти дерзновенно отваж­ ные выходцы из Поморья. Вот что писал профессор М. И. Белов о тех походах: «За время от появления первого русского судна в водах Северо-Восточных морей и до спада мореплавания, наступившего в самом конце XVII века, —в течение пятидеся­ ти с лишним лет ими совершено 177 крупных морских экспедиций между Леной, 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz