Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ственности специалистов, взявшихся за это, безусловно, нелёгкое, но очень живое дело. Вот начальник пароходства радиограммой просит капитанов сообщить своё мнение о дальнейшей работе. Честно говоря, несколько странный и непонятный запрос. Разумеется, все высказались единогласно: обеспечить каравану ледоколь­ ное сопровождение и энергично выходить в западном направлении. Однако всё идет, вернее, стоит по-прежнему —ничего реального или более-менее внятного. Замес­ титель министра морского флота дал радиограмму —циркуляр о выводе судов из Арктики не позднее 5 октября, но никто никак не отреагировал. Впечатление такое, что указание из министерства никого не касается. 17 октября караван по-прежнему в центральной части моря Лаптевых и никуда не продвигается. Оказывается, на «Арктике» устраняли неисправность в буксир­ ной лебёдке, а затем на «Капитане Реутове» что-то случилось с трубопроводом ох­ лаждения главного двигателя. Наконец, атомоход взял на «усы» «Пярну» (это суд­ но типа «Повенец») и повёл его к передовой группе каравана. Мы стоим на полдо­ роге с «усами» (буксиром) на полубаке. «Капитан Мелехов» со спасателем застряли позади нас —движения не имеют, а «Руза» стоит и вовсе далеко, после того, как остановилась еще позавчера. Погода, можно считать, сносная: маловетрие, неболь­ шая облачность, мороз минус 16 градусов, лёд 10 баллов —серо-белый, толщиной 20—30 см и до 4—6 баллов остаточного. Теперь всё замело снегом и установить, где свежие торосы, а где остаточные сморози —очень затруднительно. Дал ещё одну радиограмму исполняющему обязанности заместителя начальни­ ка пароходства по мореплаванию капитану Хлебникову с просьбой доложить на­ чальнику пароходства о положении дел с проводкой большого каравана и попросил ускорить подход ледоколов во избежание зимовки группы транспортов. А спустя несколько часов, получил ответ. Начальник пароходства запрашивает мнение от­ носительно возможности вывода каравана на запад или попытаться увести на вос­ ток, учитывая благоприятную ледовую в восточном секторе. Дал ответ с моим твёр­ дым убеждением о возможности вывода каравана на запад при условии направле­ ния к нам срочно двух ледоколов. А пока, к сожалению, топчемся на месте —сколько проходим на северо-запад, столько же дрейфуем на юго-восток. Суммарно за трое суток продвинулись около 90 миль, а за последние сутки всего 27. При таком продвижении можно реально вмёрзнуть в лёд всей компанией и устраиваться на арктическую зимовку. Ночью получили очередную карту с ледовой обстановкой в районах плавания. Лёд в об- щем-то незапредельный, но частые и продолжительные сжатия тормозят движе­ ние. Вот в голове каравана начинается перегруппировка ледовых полей, а концевые транспорты «авралят»: «сильное сжатие, помогите, продвиньте вперёд». И «Аркти­ ка» бегает вдоль каравана от головного до замыкающих, но активного движения вперёд нет. За последние сутки прошли на запад 8 миль... С «Кандалакшалес» сооб­ щили: «В первом трюме появилась небольшая трещина, заделываем собственными силами и средствами». Смотрю свои дневниковые записи прошлого 1979 года. Тогда последний кара­ ван: ледоколы «Красин», «Мурманск», «Капитан Воронин» и 6 транспортов про­ шли на запад мимо мыса Челюскин 14 октября. А нынче, в 1980-м... уже 20 октября, но мы еще в море Лаптевых и до Челюскина идти и идти. Что это? Увеличиваем сроки арктической навигации в средней части Арктики или расплачиваемся за не­ распорядительность и некомпетентность специалистов штаба морских арктических 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz