Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ной облачности всё вокруг становится серым, трудноразличимым. Решили подож­ дать подхода ледоколов или изменения ледовой обстановки в лучшую сторону. С ледокольным обеспечением в Арктике у нас в последнее время какая-то непо­ нятная неразбериха и безынициативность, как со стороны штаба проводок в Диксо­ не, так и Администрации СМГ1. Если посчитать серьёзно, то ледоколов на трассе СМП более десятка. Только четыре дальневосточных: «Ермак», «Адмирал Мака­ ров», «Ленинград» и «Владивосток». Почему не направить хотя бы два к проливу Вилькицкого. Да и наших, мурманских, тоже с нолдюжииы: «Арктика», «Сибирь», «Ленин», «Красин», «Киев», «Мурманск», «Капитан Сорокин». А моряки грустно и недобро кивают: вон —караван из четырёх транспортов ведёт один старый, сла­ бенький «Капитан Мелехов». И это называется ледокольное обеспечение? По это­ му поводу была отправлена радиограмма начальнику штаба в Диксоне Кашицкому и в копии —начальнику пароходства Игнатюку. 14 октября продолжаем лежать в дрейфе, в ожидании ледокольной проводки. Вчера вечером подошел из Тикси еще один транспорт «Кандалакшалес» —теперь нас уже трое. А сегодня с утра слышны переговоры но УКВ —с востока подходят к нам ледокол «Капитан Мелехов», транспорты «Руза», «Парголово», «Пярну» и спа­ сательное судно «Протей». Теперь здесь собралось: 6 транспортов и 1 спасатель под проводкой одного старого, маломощного ледокола. А вот дальневосточный могу­ чий «Ермак»... выдаёт рекомендации но пути следования в Восточно-Сибирском море, где вообще нет льда! Ледокол «Капитан Мелехов» со своим караваном почти на месте, милях в 15-ти к востоку от места нашей стоянки. Теплоход «Кандалакша­ лес» тоже не может подтянуться к нам —мощности не хватает. Атомоход «Аркти­ ка» (действительно, словно водовоз на пожаре!) бежит к нам навстречу с запада, пока до него около 200 миль. А мороз крепчает —к вечеру уже минус 14 градусов, ветер северный 3—4 балла. 15 октября рано утром главный атомоход подошёл к нам, начинаем разби­ раться —что к чему и кому куда? Все собрались и распределились. Выстроился караван: «Арктика», «Пярну», «Кандалакшалес», «Руза», «Капитан Реутов», «Ка­ питан Гудин», ледокол «Капитан Мелехов», «Парголово», спасатель «Протей» — 9 единиц, вот это караван! Двинулись вперёд. Но движение слабое —3—4 узла — сжатие, канал складывает. Ачерез полсуток караван уже растянулся почти на 5 миль. «Арктика» с двумя транспортами ушли вперёд, «Капитан Гудин» тоже идёт непло­ хо, а мы —слабее. С «Рузы» пришло сообщение: открылась течь в одном из носовых танков —примерно 30 тонн в час, пытаются заделывать своими силами. Под вечер опять всё застопорилось. «Арктика» встретила неширокую, но плот­ ную ледовую перемычку, пробила её и теперь будет проводить через неё по одному судну на буксире. Первым взяла теплоход «Кандалакшалес». Да, это длинная исто­ рия —одному ледоколу трудно управляться с таким караваном. А время идёт, лёд быстро нарастает, зима приближается, этой ночью температура опустилась до ми­ нус 20 градусов, лёд основной немногим более 20 см, но встречаются тяжелые пере­ мычки остаточного. Стоим без изменений, «Арктика» тоже где-то задерживается. Трудным становится ледовый путь этого, явно запаздывающего каравана. Уже с 12 октября —считай четверо суток —суда практически не продвинулись вперёд, а морозы крепчают —сегодня ночью было уже минус 23 градуса и впереди более 1000 миль ледового плавания. Да, проблема арктического мореплавания не столько во льдах, сколько в организации дела, в инициативе, распорядительности и ответ­ 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz