Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ной облачности всё вокруг становится серым, трудноразличимым. Решили подож дать подхода ледоколов или изменения ледовой обстановки в лучшую сторону. С ледокольным обеспечением в Арктике у нас в последнее время какая-то непо нятная неразбериха и безынициативность, как со стороны штаба проводок в Диксо не, так и Администрации СМГ1. Если посчитать серьёзно, то ледоколов на трассе СМП более десятка. Только четыре дальневосточных: «Ермак», «Адмирал Мака ров», «Ленинград» и «Владивосток». Почему не направить хотя бы два к проливу Вилькицкого. Да и наших, мурманских, тоже с нолдюжииы: «Арктика», «Сибирь», «Ленин», «Красин», «Киев», «Мурманск», «Капитан Сорокин». А моряки грустно и недобро кивают: вон —караван из четырёх транспортов ведёт один старый, сла бенький «Капитан Мелехов». И это называется ледокольное обеспечение? По это му поводу была отправлена радиограмма начальнику штаба в Диксоне Кашицкому и в копии —начальнику пароходства Игнатюку. 14 октября продолжаем лежать в дрейфе, в ожидании ледокольной проводки. Вчера вечером подошел из Тикси еще один транспорт «Кандалакшалес» —теперь нас уже трое. А сегодня с утра слышны переговоры но УКВ —с востока подходят к нам ледокол «Капитан Мелехов», транспорты «Руза», «Парголово», «Пярну» и спа сательное судно «Протей». Теперь здесь собралось: 6 транспортов и 1 спасатель под проводкой одного старого, маломощного ледокола. А вот дальневосточный могу чий «Ермак»... выдаёт рекомендации но пути следования в Восточно-Сибирском море, где вообще нет льда! Ледокол «Капитан Мелехов» со своим караваном почти на месте, милях в 15-ти к востоку от места нашей стоянки. Теплоход «Кандалакша лес» тоже не может подтянуться к нам —мощности не хватает. Атомоход «Аркти ка» (действительно, словно водовоз на пожаре!) бежит к нам навстречу с запада, пока до него около 200 миль. А мороз крепчает —к вечеру уже минус 14 градусов, ветер северный 3—4 балла. 15 октября рано утром главный атомоход подошёл к нам, начинаем разби раться —что к чему и кому куда? Все собрались и распределились. Выстроился караван: «Арктика», «Пярну», «Кандалакшалес», «Руза», «Капитан Реутов», «Ка питан Гудин», ледокол «Капитан Мелехов», «Парголово», спасатель «Протей» — 9 единиц, вот это караван! Двинулись вперёд. Но движение слабое —3—4 узла — сжатие, канал складывает. Ачерез полсуток караван уже растянулся почти на 5 миль. «Арктика» с двумя транспортами ушли вперёд, «Капитан Гудин» тоже идёт непло хо, а мы —слабее. С «Рузы» пришло сообщение: открылась течь в одном из носовых танков —примерно 30 тонн в час, пытаются заделывать своими силами. Под вечер опять всё застопорилось. «Арктика» встретила неширокую, но плот ную ледовую перемычку, пробила её и теперь будет проводить через неё по одному судну на буксире. Первым взяла теплоход «Кандалакшалес». Да, это длинная исто рия —одному ледоколу трудно управляться с таким караваном. А время идёт, лёд быстро нарастает, зима приближается, этой ночью температура опустилась до ми нус 20 градусов, лёд основной немногим более 20 см, но встречаются тяжелые пере мычки остаточного. Стоим без изменений, «Арктика» тоже где-то задерживается. Трудным становится ледовый путь этого, явно запаздывающего каравана. Уже с 12 октября —считай четверо суток —суда практически не продвинулись вперёд, а морозы крепчают —сегодня ночью было уже минус 23 градуса и впереди более 1000 миль ледового плавания. Да, проблема арктического мореплавания не столько во льдах, сколько в организации дела, в инициативе, распорядительности и ответ 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz