Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ный 3—4 балла, ясно, видимость приличная —не менее 10—12 миль, море —тёмный нилас полосами, с вкраплением отдельных старых льдин до 2—3 баллов, температу ра «за бортом» минус 4 градуса. Утром разослали информацию: в Мурманск —груп повым диспетчерам, в Диксон и Певек —начальникам штабов моропераций и капи танам ледоколов о выходе из Певека и пути следования на запад. Встретили два местных судна —идут из Зелёного Мыса в Певек с грузом. По информации штаба восточного сектора —на Колыме, в порту Зелёный Мыс, еще более десятка судов под грузовыми операциями. Там начальник штаба восточно го сектора Жеребятьев, вероятно, «подгоняет» запаздывающих —на реке Колыме уже идёт ледостав. Это извечная порочная практика в Арктике —работать у крайней черты. Ну, никак не приучимся считаться с природными условиями. В прошлом году мы на «Павлике Ларишкине» ушли последними из Хатанги 7 октября и совме стно тремя судами (выходили еще два архангельских лесовоза) с огромным трудом выбрались через бар в Хатангский залив, где нас «подхватил» ледокол «Мурманск». А нынче на дворе —уже 10 октября, но суда еще с Колымы не все выбрались. А мы уже обошли с севера Медвежьи острова и держим курс к проливу Дмит рия Лаптева. Ночью несколько раз «наехали» на крепкие обломки и получили силь ные толчки корпусом —темно, прожектора слабенькие, трудно ориентироваться, хотя идём в маневренном режиме. Сзади в одной миле идёт «Капитан Гудин» —ему легче —канал за нами усматривается. Вечером входим в главную «ложбину» перед проливом. Место тут сложное: слева и справа банки с 5—7-метровыми глубинами, а посредине неширокая ложбина с глу биной около 9-ти метров. Вот в эту «канаву» и нужно попасть. А у нас поправка компаса «гуляет» до 5 градусов и резко меняется. Надежда только на радиомаяк слева на мысе Шалауров. У нас осадка: носом —5,2, кормой —6,6 метра. Следом за нами идёт «Капитан Гудин». Уже после полуночи ухватились локатором за мыс Шалаурова —теперь, как говорят, «гора с плеч». Вошли в пролив —тут тоже чисто ото льда. А днём пролив остался позади —впереди по курсу море Лаптевых. Последова ли далее на запад, в общем направлении к проливу Вилькицкого. Район плавания в навигационном плане небезопасен —слева гигантская дельта реки Лены с низмен ными, неприметными с моря берегами и далеко расходящимися прибрежными мелководьями. Тут недалеко, южнее 10-метровой изобаты, на прошлом переходе к Певеку коснулся фунта «Капитан Гудин». Будем надеяться, что теперь пройдём бе зопасно мимо этих коварных мелей. Погода постепенно склоняется к зимнему вари анту: ветер северо-восточный, несильный, но резкий и студёный, температура минус 6 градусов, облачно, идёт снег, море —лёд серо-белый нилас около 10 см, местами сильно наслоенный и даже прилично наторошенный. Встретили портовый ледокол «С. Челюскин» —тащит какой-то несуразный лихтер в Тикси —тоже работа... После 16.00 остановили движение в координатах: широта 75 градусов 00 минут северная и долгота 125 градусов 00 минут восточная, кстати, остановились как раз на границе западного и восточного секторов Арктики —знаменательное место и событие: «на ничейной полосе!». Это, конечно, шутка —тут всё наше родное, рос сийское —суровое, трудное, но наше! Мы уже дважды успели застрять. Лёд —не то, чтобы непосильный, но свежий, пористый и очень вязкий. И стало больше попа даться старых льдин, всё это припорошено снегом и довольно трудно разобраться в этих сморозях и торосах. А световой день заметно сокращается. При наличии сплош 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz