Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ные воды моря Лаптевых в координатах: широта —77 градусов 20 минут, 4 север­ ная, долгота 117 градусов 39 минут восточная, на глубине 215 метров. Через не­ сколько минут на месте гибели судна всплыл и раскрылся один спасательный плот, а затем одна спасательная шлюпка вверх килём. На «Арктике» спустили катер и доставили всплывшие спасательную шлюпку и плот к борту, а затем подняли их на ледокол. После этого было поднято еще некоторое имущество, всплывшее с погиб­ шего транспорта. По завершении всех необходимых в этом случае мероприятий ато­ моход «Арктика» и теплоход «Нина Куковерова» продолжили плавание на запад. Такова кратко печальная картина гибели в арктических водах теплохода «Брянск­ лес», принадлежавшего Балтийскому морскому пароходству. И вот теперь «Нина Куковерова» опять идёт этим суровым арктическим марш­ рутом в восточном направлении назначением в Тикси. Идём втроём: ледоколы «Ленин», «Киев» и мы —за компанию. Навстречу — «Арктика», ведёт теплоход «Оленегорск» на запад, в сторону пролива Вилькицкого. Во второй половине дня, мористее островов Петра, вошли в большую перемычку тяжёлого льда сплоченнос­ тью 8—10 баллов —довольно тяжёлый ледовый массив. Переговорил по УКВ с капитаном дизель-электрохода «Индигирка» В. А. Шугаром. Они пробираются в бухту Прончищевой —предстоит выгрузка небольшой партии грузов для полярной станции. Оттуда планируют идти к острову Преображения, на Косистый и еще на ряд полярных станций в этом районе. Да, нелёгкий снабженческий рейс в очередной раз выдался морякам. А впрочем, у этих судов-«ледобоев», как их «окрестили» моряки, дизель-электрических транс­ портов: «Индигирка», «Лена», «Гижига», «Наварин», «Павел Пономарёв» —все рейсы под стать нынешнему. Это их крест, арктическая судьба. «Так звёзды распо­ ложились!» —грустно шутят штурмана, любители звёздных тем... Эти могучие в части корпусов и силовых установок корабли с ледовым классом УЛА обычно рань­ ше всех «открывают» летние арктические навигации и обеспечивают, обслуживают самые труднодоступные портопункты и полярные станции в Арктике: на Земле Франца-Иосифа, на Северной Земле, на восточном побережье Таймыра, на Ново­ сибирских островах. И моряки, работающие на этих сложных ледокольных кораблях, пользуются заслуженной репутацией лучших моряков ледокольно-транспортного флота. Они умеют делать всё: надёжно стоять вахты на мостиках в любых условиях арктиче­ ских плаваний, водить катера с понтонами на буксире от борта судна к необорудо­ ванному берегу островов, управлять тракторами и вездеходами на береговых пло­ щадках, выгружать грузы на зимние ледовые припаи при температурах наружного воздуха за минус 30—40 градусов и в случае необходимости по-молодецки вести борьбу за живучесть судна, как своего, так и соседнего, попавшего в беду. Это осо­ бая категория моряков —арктических снабженцев, отменных профессионалов, ис­ тинных и неустрашимых арктических тружеников. Вечером, в координатах: широта —75 градусов 43 минуты северная и долгота — 117 градусов 50 минут восточная, вышли на кромку ледовых полей, поблагодарили ледоколыциков за успешную проводку и пошли в сторону Тикси. Погода продол­ жает баловать нас в этом плавании: ветер юго-восточный —5—6 баллов, море 3 бал­ ла, температура около 0 градусов. Тут вроде как и не Арктика... волна небольшая плещет —всё как в приличных морях умеренных или даже южных широт. Повстре­ чали наш теплоход «Пионер Литвы», переговорил с капитаном В. А. Митюшиным. 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz