Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Поморские кочи в устьях сибирских рек В капитальном историческом труде «Русский Север» его автор — краевед, профессор В. Н. Булатов, к глубокому сожалению ныне покойный, дал спра ведливо высокую оценку трудам наших достославных предков —северных морехо дов. Он характеризовал их как людей особого склада: неприхотливых, выносливых, мужественных и любознательных. Именно они первыми освоили Мангазейский морской ход, построили по всей Сибири «острожки», зимовья и городки, открыли великие реки, вышли на Аляску —Русскую Америку. Великое и многотрудное дело, начатое русскими поморами-землепроходцами, продолжало развиваться из века в век, из поколения в поколение. Немало славных фамилий знает история освоения Севера. А поморы —мезенцы и пинежане Иван Угрюмов, Федул Наумов и другие даже удостоились «похвалы» самого царя Бориса Годунова... за частые поездки в Мангазею. Поморы, обладая большим опытом мореплавания и судостроения, пускались в далёкие и опасные плавания по арктическим морям на своих специально построен ных судах —морских кочах. Они строили эти суда на местных плотбищах-верфях в различных модификациях, в зависимости от предстоявших районов плаваний. Наи более распространённым и популярным среди северных мореходов считался боль шой морской коч, предназначенный для походов на Новую Землю, на Грумант (Шпицберген) и другие удалённые северные острова. Суда этого типа имели солидные размеры: длина —около 20 метров, ширина — 4 метра и более, осадка —в пределах 2-х метров. Эти мореходные посудины имели палубы и небольшие помещения для укрытия от непогоды членов экипажа, а также для хранения грузов и отдельные для приготовления пищи —«поварни». Поморские кочи были добротными мореходными посудинами, но имели и су щественные недостатки. У них было довольно примитивное, даже по тем временам, парусное вооружение. Имея одну мачту и, соответственно, один парус, суда плохо управлялись и не могли нормально маневрировать при плавании в ледовых усло виях, тем более при ограниченной видимости. Кочи имели более-менее приличный ход только при попутном ветре. Но, вероятно, у каждого поколения свои понятия, возможности, проблемы. Теперь нам легко и просто рассуждать и удивляться —как могли одномачтовые суда плавать в арктических морях? А плавали —еще как! При плыли с Пинеги, Кулоя, Мезени, из Белого моря в Анадырь! Большие кочи, предназначенные для плавания в ледовых условиях северных морей, оборудовались второй обшивкой той части корпуса, которая больше всего подвергалась напору льдов. На палубах судов устанавливались два разъездных кар баса или небольшие лёгкие лодки для связи с берегом при охоте на морского зверя и прочих разъездов, например, между судами. Разумеется, кочи снабжались запасны ми парусами, дополнительными снастями, канатами, железными становыми яко рями, водоотливными средствами и другим необходимым при морских плаваниях снабжением и инвентарём. По своим прочностным качествам поморские кочи имели немалые преимуще ства перед иноземными судами. Об этом в своё время неоднократно отзывались английские и голландские мореплаватели. Кроме больших кочей, на беломорских плотбищах строили и малые суда, на которых поморы ходили, в частности, в Ман газею и другие прибрежные поселения. Малые кочи использовалист 17 ГУК Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz