Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
борта «Киева», подошёл атомоход «Ленин». Побывал и на атомоходе. Тоже не очень приятные, но необходимые обязанности —проверка судовой организации и вахтен ной службы. Ну, что поделаешь —такая должность. В былые времена звучала гром ко и внушительно: капитан-командор! Это означало —капитан дальнего плавания, руководящий группой судов в части обеспечения безопасности мореплавания, эффективной эксплуатации, надлежащей судовой организации и вахтенной служ бы. Сейчас в моём ведении находятся 21 транспортное судно пароходства, работаю щие в самых разных районах Мирового океана, а в летний период, как правило, в Арктике. А именуют нас теперь: капитаны-наставники. Приставка...так себе. Ну, а в общем-то можно и так —функции известны и понятны всем морякам. Побеседовал с капитаном атомохода Г. А. Энтиным —подменяет на время от пуска штатного капитана Б. М. Соколова. Тут в смысле судовой организации и вах тенной службы можно не проверять. Спроси: кто командует ледоколом и всё ясно! У капитанов Соколова и Энтина порядок таков, что даже упоминать о проверках как-то некорректно. Это —заслуженные ледовые капитаны и образцовые руково дители экипажей атомных ледоколов. У них можно и очень нужно учиться слож ной науке —современному арктическому мореплаванию. 26 сентября в начале суток закончили последнюю передаточную операцию. Последовательно передали продовольствие, почту, посылки и пассажиров: на «Арктику» и «Красин» у островов Скотт-Хансена, на ледокол «Капитан Сорокин» у мыса Челюскин, на «Ленин» и «Киев» в море Лаптевых. Времени эти мероприя тия отняли порядочно, но сделано хорошее, полезное и доброе для моряков ледоко лов дело. Всё хорошо, снялись с дрейфа и вместе с «Лениным» и «Киевом» последо вали далее на восток. Лёд несложный, идём сравнительно легко. Кораблекрушение во льдах моря Лаптевых В 8 часов утра наши координаты: широта — 76 градусов 46 минут северная, долгота —117 градусов 50 минут восточная. Скорбно знаковые места для мо ряков «Нины Куковеровой». Прошло всего 27 дней с того печального дня, когда экипаж судна был свидетелем тяжёлой драмы в Арктике —кораблекрушения и ги бели судна. Если точнее, то всё это происходило совсем недалеко от того места, где мы теперь снова идём. В тот день, 31 августа 1980 года, теплоход «Нина Куковеро- ва» под командой капитана В. М. Веселкова подошел с востока в указанную ледоко лом точку встречи. Здесь планировалось формирование каравана для следования далее в западном направлении. Там уже находились: атомоход «Арктика», теплохо ды «Иван Москвин» и «Брянсклес». «Арктика» и «Брянсклес» оказывали помощь «Ивану Москвину» по устранению водотечности в трюме № 1. 2 сентября в 8 часов утра небольшой караван в составе атомохода «Арктика», теплоходов «Нина Куковерова» и «Брянсклес» начал движение в западном направ лении, к проливу Вилькицкого. Теплоход «Иван Москвин» после устранения не исправностей корпуса самостоятельно последовал по назначению на восток. На «Нине Куковеровой» вахту правил третий помощник капитана Мамаев. Капитан Веселков тоже находился на мостике и управлял судном. С начала движения кара ван вошёл в тяжёлый крупный и мелкобитый лёд с вкраплениями ледовых полей. Хотя с поверхности лёд производил впечатление как сильно подтаявший, но по тол 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz