Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
острове разместился штаб морских арктических операций, приличный аэропорт и радиоцентр. В послевоенный период Диксон получил широкую известность союз ного масштаба как ведущий заполярный порт и перевалочный центр для перегруз ки и кратковременного хранения различных генеральных грузов, почему-либо не доставленных в портопункты или на островные полярные станции. Во время летних арктических навигаций в Диксон заходили транспортные суда из многих портов Союза —от Мурманска до Владивостока и от Архангельска до Ленинграда, Одессы и Новороссийска. В былые времена на рейд Диксона заходили линейные ледоколы «Ермак», «Красин», «И. Сталин», «Ленин» и другие. Здесь формировались караваны для последующих ледокольных проводок в различные порты и пункты Арктического побережья. Когда на рейде стояли ледоколы и транс порты, в посёлке, на его набережных и в небольших увеселительных заведениях, было оживлённо, шумно и по-моряцки раздольно. В этот период здесь был почти круглосуточный световой день, и нередко солнце несколько суток подряд беспре рывно кружило над горизонтом, придавая заполярной природе очаровательные све товые гаммы. Отважные арктические мореходы в эти короткие, свободные от вахт и судовых работ временные промежутки гуляли широко и весело. Не обходилось иног да и без курьёзов. С утра, на следующий после праздничного вечера день, командиры-ледоколь- щики, как правило, штурмана и механики, разъезжали на портовом катере по рейду между ледоколами и транспортами, «вылавливая» своих весёлых подопечных, осо бенно кочегаров, машинистов, матросов. Иной раз попутно и из воды вылавливали какого-нибудь «случайно» свалившегося удалого молодца —бывало всякое. Да и то сказать —нечасто же приходилось встречаться добрым старым друзьям-морякам, постоянно скитающимся по белу свету. Но к чести моряков заметим, что будучи иногда в изрядном подпитии, они ни когда не доводили гулянья до неприличных разборок или безобразных сцен с мор добоем. В те времена подобные выходки считались непорядочными, противными морскому братству и достоинству моряков арктического флота. Они, особенно ре бята с ледоколов, вели себя взаимно приветливо, по-товарищески: свой брат —мо ряк! Хотя, старые кочегары-профессионалы обычно глядели на молодых матросов или машинистов дружелюбно, но... всегда немного свысока. Что было —то было. А вот в военные времена в Архангельске и Мурманске союзников —англичан и аме риканцев —трепали часто и основательно, вспоминали ветераны Второй мировой, ну там причины бывали другие... Нам же теперь стоять в славном порту Диксон было совершенно недосуг. Впе реди ещё далекий и нелёгкий путь. Переговорили по телефону с начальником шта ба моропераций Анатолием Матвеевичем Кашицким, получили некоторую инфор мацию о ледовой обстановке на трассах и рекомендации по предстоящим работам. Около полуночи снялись из Диксона, проливом Превен выбежали на внешний рейд и ношли на восток, как всегда: «встречь солнцу!». Погода хорошая —солнце по носу, море —чнсто ото льда, ветер юго-восточный 3—4 балла, видимость отличная, тем пература наружного воздуха плюс 2 градуса. Правда, по чистой воде шли недолго. Уже через 4 часа после выхода из Диксона встретили первые ледовые полосы. И погода, соответственно, тут же посуровела: ветер немного усилился, идёт густой снег, видимость сократилась до 2—3 миль, в снежных зарядах до полумили —реальная Арктика. Утром подошли к островам 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz